Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личностями учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогическому артистизму.

В последние годы мы осознали, что любое образование, а педагогическое в особенности, поскольку это образование базовое, - это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений. Это становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько полпред культуры, духовный наставник.

Чтобы справиться с этой миссией, ему необходимы развитое мышление, не только логическое, но и образное, способность к эмпатии, к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию, выразительность и экспрессивность внешней деятельности. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения. Проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность к яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.

В связи с этим учителю необходимо овладеть особого рода знаниями и практическими умениями. Это - овладение методикой определения и средствами достижения сверхзадачи взаимодействия с детьми; средствами актерской выразительности, умением тонко сочетать, с одной стороны, образное, а с другой - логическое; овладение приемами воздействия на внимание аудитории; приобретение умения управлять своим психофизическим аппаратом и творческим самочувствием для успешной организации общения, взаимодействия с учениками; умение эффективно действовать в условиях публичных выступлений и др. Поэтому представляется важным сосредоточить внимание на таких сторонах деятельности учителя, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, умение привлечь и удерживать внимание учеников, речевое искусство, выразительность, умения в области невербальной коммуникации. Будущему педагогу важно научиться ставить перед собой сверхзадачу своих действий, чтобы конкретные задачи текущего момента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс, не расчеловечивали его.

Педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как эффективное использование педагогических знаний, умений и навыков в деятельности, но и как применение художественной логики при решении собственно-педагогических задач, что обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. Важно осмысление современных требований к педагогу, особенностей этапа подготовки к профессиональной деятельности, необходимости скорейшего выявления собственной творческой индивидуальности и определение путей, ведущих к этому, т.к. в настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований личности, способной конструировать самого себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того, чтобы усилия педагога стали действительными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность. Лишь тогда процесс обучения будет максимально эффективным.

Понятие эффективности применительно к личностному развитию и взаимодействию людей очень существенно. Секрет эффективности определяется балансом между достижениями и способностью к достижениям. Эффективная личность - это личность, имеющая и значимые достижения, и постоянно растущую способность к новым достижениям и счастью. Эффективность как целостная характеристика личности опирается, прежде всего, на эффективное мышление, определяющими характеристиками которого являются позитивность, гибкость, творческая направленность. Позитивность отражает окружающий человека физический и социальный мир не с позиций проблем и опасностей, а с позиций возможностей извлекать уроки, получая доступ к самоактуализации себя, своего внутреннего потенциала. Гибкость характеризует способность адаптироваться практически к любым обстоятельствам, подвижность границ восприятия ситуации, переживание чувства первопроходца, с пользой для людей и дела открывающего новые территории. Творческая направленность отражает созидательную целеустремленность, умение воспользоваться возможностями улучшить практически любую ситуацию.

Человек - "чело - века" (лицо века), то есть ему дано высшее предназначение среди всего живого. Благодаря мышлению и связанным с ним функциями свободы воли, членораздельной речи человек имеет свое особое предназначение, особую миссию на Земле. Он ответственен прежде всего за построение себя как Человека. Сама природа заложила в него потенциал лидера и достойно реализовать этот потенциал означает быть лидером, который умеет руководить собой и другими. А именно, - понимает и принимает себя как способного к творческой активности, свободе выбора своих действий; - умеет ставить перед собой достойные цели; - умеет построить свою жизнь, ориентируясь на свои приоритеты и реализуя свой индивидуальный потенциал. Реализовать эту общечеловеческую миссию - значит выполнить свое предназначение на Земле, однако, эта задача не из легких для любого человека. Обучение в своем высшем смысле решает прежде всего именно эту задачу в совместном творчестве Учителя и Ученика. И системообразующим фактором этого процесса является мышление.

Высшей формой проявления мышления учителя является рефлексия. Учитель имеет психологическую подготовку и способен осознать, осмыслить свои умственные действия и педагогическую деятельность. Мышление учителя - это то, над чем мы можем иметь власть, как возможность что-то сделать. Ответить на вопрос: Как развивать мышление учащихся? и реализовать это на практике - вот роль учителя. Учитель планирует, создает урок и должен видеть, предугадывать влияние каждого элемента урока, своих действий на познавательные процессы учеников, способствовать развитию целостной, гармоничной личности. Нельзя научить детей думать, если мы сами ленимся думать, проявляем леность мышления вместо того, чтобы быть в постоянном поиске новых оригинальных педагогических идей и открытий. Мыслительная деятельность учеников находится в тесной взаимосвязи с мышлением учителя.

При современном обучении ученику необходимо не просто пробрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и научить отслеживать происходящие в мире изменения, овладеть творческим подходом к использованию появляющихся возможностей, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность и постоянном самообразовании. Несомненно, что значительная роль в этом процессе, принадлежит учителю, который всеми возможными средствами пробуждает и активизирует у учащихся самостоятельные поиски решения той или иной задачи. Так, под руководством педагога постепенно, шаг за шагом у ученика формируется мышление, способное усваивать, узнавать, понимать и открывать нечто новое. Следовательно, эффективность мышления учащихся напрямую зависит от эффективности мышления учителя.

Любое мышление начинается с увлечения, удивления, без увлечения не может быть эффективного мышления. Удивление, как правило, возникает при несовпадении ожидаемой и действительной ситуации. По этой причине можно считать, что чувство удивления - непременный спутник начала мыслительной деятельности. Значит, чтобы развивать мышление учащихся, уроки должны быть увлекательными, мотивировать учащихся, побуждать их думать, создавать комфортные условия для развития мышления. В этом, на мой взгляд, и состоит основная задача учителя: постоянно совершенствовать свой творческий потенциал и направлять его на создание увлекательных уроков, способствующих развитию и стимулированию творческой активности школьников, выработку активной жизненной позиции.

Но, чтобы решить поставленную задачу, учителю необходимо овладеть разнообразными педагогическими приемами, иметь представление об основных принципах повышения интереса к учебному материалу и способах создания интересных ситуаций на уроке, знать закономерности функционирования познавательных процессов учащихся, обеспечивающих психолого-педагогическую основу их познавательного интереса, а также научиться использовать свой творческий потенциал для реализации намеченных целей. Поэтому цель моей дипломной работы - решить эти задачи.

творческий потенциал учитель урок

Исходя из этого, дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность педагогического творчества и его специфика, анализируются психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса учащихся, исследуются основы создания увлекательных уроков. Вторая глава содержит анализ практической деятельности учителей технологии при создании увлекательных уроков (их творческие находки), психолого-педагогическое обоснование уроков технологи, построенных на стимулировании познавательного интереса учащихся, и общие методические рекомендации начинающему педагогу по проектированию увлекательных уроков.


Актуально о образовании:

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Российское образование при Николае I
После смерти Александра I и восстания декабристов реакционный откат российской системы образования продолжался. Уже в мае 1826 года императорским рескриптом был образован специальный Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему. Никол ...

Организация работы в ориентированной на ребенка группе
Образовательно-воспитательная работа с детьми должны сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы взрослых с детьми, самостоятельную работу дошкольников. Наряду с общими требованиями, предъявляемыми ко всем детям, программа «Шаг за Шагом» предусматривает вариативность – учитывая и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru