Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Страница 1

Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники.

Сама тема «имя прилагательное» является очень интересной и благодатной, особенно в плане развития речи учащихся.

Целью формирующего эксперимента является:

- формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими именами прилагательными;

- обогащение активного словарного запаса школьников синонимами имен прилагательных;

- расширение кругозора и развитие интеллектуально-речевых, коммуникативных умений. В ходе работы по формированию навыка учащимися синонимичными именами прилагательными мы решили несколько конкретных методических задач:

- учить детей отличать, находить в речи слова близкие по лексическому значению;

- выбирать из синонимического ряда такое прилагательное, которое наиболее точно соответствует коммуникативной задаче контекста;

- осуществлять градацию синонимов – расположение по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака;

- учить детей составлять синонимические ряды имен прилагательных;

- учить детей работать со словарем синонимов, в том числе и для самоконтроля;

- упражнять учеников в использовании синонимов прилагательных в собственной устной и письменной речи для более точного выражения мысли избегать тавтологических ошибок.

На этапе формирующего эксперимента нами в течение 2-х четвертей проведены следующие виды упражнений:

выбор и группировка слов из предложений, близких по значению;

подбор синонимов к данному слову;

замена синонима в предложении;

расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов);

упражнение на предупреждение тавтологии в устных и письменных высказываниях детей (показ образцов неграмотных в этом смысле текстов);

упражнение со словариком синонимов на:

- определение значения слова;

- установление синонимического ряда;

- сравнение слов по значению;

- установление сочетаемости слов с синонимами;

Основной (формирующий) эксперимент направлен на формирование навыка по использованию синонимичных имен прилагательных, выбор из предложений слов и составление синонимических рядов имен прилагательных.

В этом эксперименте предлагается система упражнений и заданий творческого характера, которые способствуют формированию лексических умений. Общая схема последовательности, состоит в соответствии с тематическим планированием, следующая:

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: ориентировочный, исполнительный и контрольный.

Ориентировочный этап состоял из системы уроков, цель которых была следующая: дать понятие об имени прилагательном как части речи, научить распознавать их в тексте, углубить знания учащихся о синонимичных прилагательных, развить умение их употреблять.

Тема урока

Упражнения по учебнику

Занимательные задания

Имя прилагательное

Упр. 270. Прочитайте. Озаглавьте текст. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные и напишите текст.

По … тропинке поднимаются

люди. За спиной у них … рюкзаки, в руках – молотки на … рукоятках. Это пробираются геологи. Они ищут в земле … ископаемые. Вот один человек остановился, ударил по скале … молотком, отколол кусок камня. Он внимательно рассмотрел его и убрал в мешок.

Слова для справок: длинных, горной, полезные, тяжелые, острым.

Задание № 1.

Найдите синонимы.

Цель: выявить уровень сформированности лексического умения учащихся различать

слова близкие по смыслу.

Форма проведения: групповая.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение)

Упр. 271. Измените по родам прилагательные глубокий и веселый. Напишите словосочетания. Выделите окончания прилагательных.

Глубокий океан, … река, …озеро, веселый праздник, … песня, … настроение.

Подберите два словосочетания, которые состоят из прилагательного и существительного. Определите род прилагательных.

Задание № 2

Цель: развивать интерес к предмету, умение быстро, безошибочно находить слова близкие по смыслу.

Форма проведения: групповая.

Склонение имен прилагательных

Упр. 276. Подберите к существительным прилагательные. Напишите словосочетания. Обозначьте род, выделите

Задание № 3

Подберите нужные синонимы.

Цель: развивать умение правильно подбирать нужные

окончание прилагательных.

Подъемный (м.р.) кран, … знамя, … сказка, … здание, … музыка, … картина, … солнце, … дерево.

Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных.

слова-синонимы.

Форма проведения: индивидуальная

Определение падежей имен прилагательных

Упр. 283. Напишите по памяти.

Снежок порхает, кружится, на улице бело. И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Определите род и падеж прилагательного, выделите окончание.

Задание № 4

Подберите к прилагательному синоним.

Цель: развивать умения правильно подбирать слова-синонимы.

Форма проведения: групповая

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Упр. 287. Напишите по памяти. Укажите стрелкой связь прилагательного с существительным, определите род и падеж.

На заборах, на крылечке все блестит и все бело! Нет свободного местечка – всюду снега намело. Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд. Только гроздья на вершине ярче прежнего горят.

Задание № 5

Подберите синонимы к выделенным прилагательным.

Цель: развивать умения правильно подбирать синонимы, а также развивать память и воображение.

Форма проведения: индивидуальная

Именительный и родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Упр. 292. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных существительных.

В России праздник Нового года ввел Петр I. По его указу первого января 1700 года в Москве налили из пушек, жгли на площ…дях смоляные бочки. М…сквичи укр…шали дома з…мней хвоей.

Задание № 6

Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой.

Цель: развивать память, внимание и умение правильно заменять прилагательные, близким по смыслу словом с приставкой.

Форма проведения: групповая.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Упр. 295. Напишите существительные и прилагательные в родительном падеже. Выделите окончания.

Приехал из ближнего (м.р.) села (р.п.), остановился у (высокое здание), приготовил для (любимый дедушка), сделал для (классный альбом), начало (веселый праздник), на улицах (большой город), на опушке (сосновый бор).

Задание № 7

Заполни таблицу близкими по смыслу словами.

Цель: развивать умения быстро и правильно находить синонимы.

Форма проведения: групповая.

Дательный падеж имен прилагательных

Упр. 302. Напишите существительные и прилагательные в дательном падеже, выделите окончания.

Памятник великому (д.п.) поэту (д.п.), рады (Новый год), подарили (маленький

Задание № 8

Словесное рисование.

Цель: развивать умения правильно употреблять слова-синонимы, развивать воображение, память.

братишка), ехали по (широкое поле), подъехали к (красивый дом), подлетел к (открытое окно), написали (любимый писатель), плыли по (глубокое озеро).

Форма проведения: индивидуальная.

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

Упр. 308. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Укажите падеж.

Любовались веселым (т.п.) праздником (т.п.), писали о весел… празднике, строили на прав… берегу, кружился над прав… берегом, рассказал о хорош… человеке, встретился с хорош… человеком, читал о смел… поступке, восхищался смел… поступком.

Задание № 9

Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы.

Цель: развивать умения правильно отвечать на вопросы и из слов синонимов составить синонимические ряды.

Форма проведения: групповая.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода -

Упр. 315. Напишите слова в нужном падеже. Выделите окончания прилагательных. Составьте предложения с одним из сочетаний слов.

Читали о смелой девочке, катались с (высокая гора), подъехали к (новая школа), спросила у (старшая сестра), сделали из (красная тон-

Задание № 10

Заполни кроссворд.

Цель: развивать быстроту распознавания слов, близких по смыслу.

Форма проведения: групповая.

кая бумага), рассказал о (веселая спортивная игра), написали про (интересная встреча), приехали (из соседняя деревня), говорили о (книжная выставка), любовались (березовая роща), вошли в (огромная темная пещера).

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

Упр. 327. Вставьте в каждую пословицу подходящее по смыслу прилагательное. Выделите окончания прилагательных.

За доброе дело берись смело: сам не осилишь, помогут. Без добрых дел не будет и … имени. Нет … земли, есть плохие хозяева. Не одежда красит человека, а … дела. У человека должно быть доброе сердце, а у дерева - … корень.

Слова для справок: плохой, добрые, хороший, доброго.

Задание № 11

Составьте словосочетания.

Цель: развивать умения правильно подбирать подходящие слова к именам прилагательным.

Форма проведения: индивидуальная.

Различие безударных окончаний имен прилагательных

Упр. 333. Допишите подходящее по смыслу существительное мужского рода. Спишите, вставляя пропу-

Задание № 12

Подберите синонимы с удвоенными согласными.

мужского и женского рода

щенные окончания. Укажите падеж прилагательных, выделите окончания.

Какой? Интересный журнал, деревянн . …, космическ… …, свеж… …, солнечн… …, подъемн… …;

О чудесн… музык…, к низеньк… березк…, по широк… дорог…, из прочн… ткан…, до ближн… деревн…, на елов… ветк…, на бел… скатерт….

Цель: развивать умения правильно и быстро находить синонимы, а также развивать память и воображение.

Форма проведения: групповая.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

Упр. 340. Прочитайте. Напишите по памяти. Выделите окончания прилагательных, укажите род и падеж.

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

Со своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк.

Задание № 13

Напиши синонимы.

Цель: развивать умения быстро и правильно подбирать синонимы к именам прилагательным.

Форма проведения: групповая.

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Упр. 344. Прочитайте. У прилагательных единственного числа определите род и падеж, а у множественного числа падеж.

Задание № 14

Игра «Лото»

Цель: развивать быстроту в распознавании синонимов, а также память, внимание,

Выделите окончания.

Зимнее утро

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Найдите в тексте слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне. Напишите еще два слова на это правило.

воображение.

Форма проведения: групповая.

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

Упр. 347. Спишите. В каждом предложении подчеркните главные члены. Укажите падеж прилагательных. Выделите окончания.

Весной на поля выйдут мощные тракторы. На заводах рабочие собирают мощные тракторы.

Летом заколосятся густые всходы ржи и пшеницы. Агроном внимательно осмотрел густые всходы ржи и пшеницы.

Задание № 15

Запиши словосочетания.

Цель: развивать умения правильно определять подходящие по смыслу, а так же развивать память и воображение.

Форма проведения: индивидуальная.

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

Упр. 350. Просклоняйте словосочетания:

веселые песни, яркие звезды. Выделите окончания прилагательных в родительном и предложном падежах. Сделайте вывод.

Задание № 16

Подберите синонимы, вторые буквы в которых уже проставлены.

Цель: развивать быстроту быстро распознавать данный, нужный синоним.

Форма проведения: групповая.

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных

Упр. 354. Спишите, изменяя падеж слов, которые даны в скобках. Обозначьте падеж, выделите окончания.

Заниматься (важные дела), разговаривали со (старшие школьники), подъехали к (высокие сосны), наблюдали за (шумные синицы), любовались (белые лебеди), рисовали (цветные карандаши), летели над (широкие поля).

Задание № 17

Подбери слова, близкие по значению, составь рассказ.

Цель: развивать умения правильно и быстро подбирать слова, близкие по значению, и употреблять их.

Форма проведения: индивидуальная.

Повторение изученного об имени прилагательном

Упр. 359. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и напишите словосочетания. Укажите род.

Прозрачное стекло (ср.р.), … дом, … книга, … загадка,

Задание № 18

Имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.

Цель: развивать умения правильно заменять слова близким по смыслу словом и учить составлять из слов -

… утро, … щавель, … мед, … солнце.

Какого рода прилагательные вы употребили? Почему?

словосочетания.

Форма проведения: индивидуальная.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Анализ и интерпретация результатов опытного обучения умений решать текстовые задачи
С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности умений младших школьников решать задачи нами был проведен контрольный эксперимент, позволяющий выявить эффективность внедренных методических приемов и форм работы в исследуемом направлении ...

Управления самостоятельной деятельностью студентов
Анализ современных исследований по проблеме самостоятельной работы студентов показывает, что осуществлять личностный подход, организовывая самостоятельную деятельность студентов, очень сложно. Существующие способы организации самостоятельной работы, традиционные и нетрадиционные, несмотря на внешне ...

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru