Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Страница 1

Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники.

Сама тема «имя прилагательное» является очень интересной и благодатной, особенно в плане развития речи учащихся.

Целью формирующего эксперимента является:

- формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими именами прилагательными;

- обогащение активного словарного запаса школьников синонимами имен прилагательных;

- расширение кругозора и развитие интеллектуально-речевых, коммуникативных умений. В ходе работы по формированию навыка учащимися синонимичными именами прилагательными мы решили несколько конкретных методических задач:

- учить детей отличать, находить в речи слова близкие по лексическому значению;

- выбирать из синонимического ряда такое прилагательное, которое наиболее точно соответствует коммуникативной задаче контекста;

- осуществлять градацию синонимов – расположение по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака;

- учить детей составлять синонимические ряды имен прилагательных;

- учить детей работать со словарем синонимов, в том числе и для самоконтроля;

- упражнять учеников в использовании синонимов прилагательных в собственной устной и письменной речи для более точного выражения мысли избегать тавтологических ошибок.

На этапе формирующего эксперимента нами в течение 2-х четвертей проведены следующие виды упражнений:

выбор и группировка слов из предложений, близких по значению;

подбор синонимов к данному слову;

замена синонима в предложении;

расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов);

упражнение на предупреждение тавтологии в устных и письменных высказываниях детей (показ образцов неграмотных в этом смысле текстов);

упражнение со словариком синонимов на:

- определение значения слова;

- установление синонимического ряда;

- сравнение слов по значению;

- установление сочетаемости слов с синонимами;

Основной (формирующий) эксперимент направлен на формирование навыка по использованию синонимичных имен прилагательных, выбор из предложений слов и составление синонимических рядов имен прилагательных.

В этом эксперименте предлагается система упражнений и заданий творческого характера, которые способствуют формированию лексических умений. Общая схема последовательности, состоит в соответствии с тематическим планированием, следующая:

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: ориентировочный, исполнительный и контрольный.

Ориентировочный этап состоял из системы уроков, цель которых была следующая: дать понятие об имени прилагательном как части речи, научить распознавать их в тексте, углубить знания учащихся о синонимичных прилагательных, развить умение их употреблять.

Тема урока

Упражнения по учебнику

Занимательные задания

Имя прилагательное

Упр. 270. Прочитайте. Озаглавьте текст. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные и напишите текст.

По … тропинке поднимаются

люди. За спиной у них … рюкзаки, в руках – молотки на … рукоятках. Это пробираются геологи. Они ищут в земле … ископаемые. Вот один человек остановился, ударил по скале … молотком, отколол кусок камня. Он внимательно рассмотрел его и убрал в мешок.

Слова для справок: длинных, горной, полезные, тяжелые, острым.

Задание № 1.

Найдите синонимы.

Цель: выявить уровень сформированности лексического умения учащихся различать

слова близкие по смыслу.

Форма проведения: групповая.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение)

Упр. 271. Измените по родам прилагательные глубокий и веселый. Напишите словосочетания. Выделите окончания прилагательных.

Глубокий океан, … река, …озеро, веселый праздник, … песня, … настроение.

Подберите два словосочетания, которые состоят из прилагательного и существительного. Определите род прилагательных.

Задание № 2

Цель: развивать интерес к предмету, умение быстро, безошибочно находить слова близкие по смыслу.

Форма проведения: групповая.

Склонение имен прилагательных

Упр. 276. Подберите к существительным прилагательные. Напишите словосочетания. Обозначьте род, выделите

Задание № 3

Подберите нужные синонимы.

Цель: развивать умение правильно подбирать нужные

окончание прилагательных.

Подъемный (м.р.) кран, … знамя, … сказка, … здание, … музыка, … картина, … солнце, … дерево.

Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных.

слова-синонимы.

Форма проведения: индивидуальная

Определение падежей имен прилагательных

Упр. 283. Напишите по памяти.

Снежок порхает, кружится, на улице бело. И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Определите род и падеж прилагательного, выделите окончание.

Задание № 4

Подберите к прилагательному синоним.

Цель: развивать умения правильно подбирать слова-синонимы.

Форма проведения: групповая

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Упр. 287. Напишите по памяти. Укажите стрелкой связь прилагательного с существительным, определите род и падеж.

На заборах, на крылечке все блестит и все бело! Нет свободного местечка – всюду снега намело. Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд. Только гроздья на вершине ярче прежнего горят.

Задание № 5

Подберите синонимы к выделенным прилагательным.

Цель: развивать умения правильно подбирать синонимы, а также развивать память и воображение.

Форма проведения: индивидуальная

Именительный и родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Упр. 292. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных существительных.

В России праздник Нового года ввел Петр I. По его указу первого января 1700 года в Москве налили из пушек, жгли на площ…дях смоляные бочки. М…сквичи укр…шали дома з…мней хвоей.

Задание № 6

Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой.

Цель: развивать память, внимание и умение правильно заменять прилагательные, близким по смыслу словом с приставкой.

Форма проведения: групповая.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Упр. 295. Напишите существительные и прилагательные в родительном падеже. Выделите окончания.

Приехал из ближнего (м.р.) села (р.п.), остановился у (высокое здание), приготовил для (любимый дедушка), сделал для (классный альбом), начало (веселый праздник), на улицах (большой город), на опушке (сосновый бор).

Задание № 7

Заполни таблицу близкими по смыслу словами.

Цель: развивать умения быстро и правильно находить синонимы.

Форма проведения: групповая.

Дательный падеж имен прилагательных

Упр. 302. Напишите существительные и прилагательные в дательном падеже, выделите окончания.

Памятник великому (д.п.) поэту (д.п.), рады (Новый год), подарили (маленький

Задание № 8

Словесное рисование.

Цель: развивать умения правильно употреблять слова-синонимы, развивать воображение, память.

братишка), ехали по (широкое поле), подъехали к (красивый дом), подлетел к (открытое окно), написали (любимый писатель), плыли по (глубокое озеро).

Форма проведения: индивидуальная.

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

Упр. 308. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Укажите падеж.

Любовались веселым (т.п.) праздником (т.п.), писали о весел… празднике, строили на прав… берегу, кружился над прав… берегом, рассказал о хорош… человеке, встретился с хорош… человеком, читал о смел… поступке, восхищался смел… поступком.

Задание № 9

Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы.

Цель: развивать умения правильно отвечать на вопросы и из слов синонимов составить синонимические ряды.

Форма проведения: групповая.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода -

Упр. 315. Напишите слова в нужном падеже. Выделите окончания прилагательных. Составьте предложения с одним из сочетаний слов.

Читали о смелой девочке, катались с (высокая гора), подъехали к (новая школа), спросила у (старшая сестра), сделали из (красная тон-

Задание № 10

Заполни кроссворд.

Цель: развивать быстроту распознавания слов, близких по смыслу.

Форма проведения: групповая.

кая бумага), рассказал о (веселая спортивная игра), написали про (интересная встреча), приехали (из соседняя деревня), говорили о (книжная выставка), любовались (березовая роща), вошли в (огромная темная пещера).

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

Упр. 327. Вставьте в каждую пословицу подходящее по смыслу прилагательное. Выделите окончания прилагательных.

За доброе дело берись смело: сам не осилишь, помогут. Без добрых дел не будет и … имени. Нет … земли, есть плохие хозяева. Не одежда красит человека, а … дела. У человека должно быть доброе сердце, а у дерева - … корень.

Слова для справок: плохой, добрые, хороший, доброго.

Задание № 11

Составьте словосочетания.

Цель: развивать умения правильно подбирать подходящие слова к именам прилагательным.

Форма проведения: индивидуальная.

Различие безударных окончаний имен прилагательных

Упр. 333. Допишите подходящее по смыслу существительное мужского рода. Спишите, вставляя пропу-

Задание № 12

Подберите синонимы с удвоенными согласными.

мужского и женского рода

щенные окончания. Укажите падеж прилагательных, выделите окончания.

Какой? Интересный журнал, деревянн . …, космическ… …, свеж… …, солнечн… …, подъемн… …;

О чудесн… музык…, к низеньк… березк…, по широк… дорог…, из прочн… ткан…, до ближн… деревн…, на елов… ветк…, на бел… скатерт….

Цель: развивать умения правильно и быстро находить синонимы, а также развивать память и воображение.

Форма проведения: групповая.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

Упр. 340. Прочитайте. Напишите по памяти. Выделите окончания прилагательных, укажите род и падеж.

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

Со своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк.

Задание № 13

Напиши синонимы.

Цель: развивать умения быстро и правильно подбирать синонимы к именам прилагательным.

Форма проведения: групповая.

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Упр. 344. Прочитайте. У прилагательных единственного числа определите род и падеж, а у множественного числа падеж.

Задание № 14

Игра «Лото»

Цель: развивать быстроту в распознавании синонимов, а также память, внимание,

Выделите окончания.

Зимнее утро

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Найдите в тексте слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне. Напишите еще два слова на это правило.

воображение.

Форма проведения: групповая.

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

Упр. 347. Спишите. В каждом предложении подчеркните главные члены. Укажите падеж прилагательных. Выделите окончания.

Весной на поля выйдут мощные тракторы. На заводах рабочие собирают мощные тракторы.

Летом заколосятся густые всходы ржи и пшеницы. Агроном внимательно осмотрел густые всходы ржи и пшеницы.

Задание № 15

Запиши словосочетания.

Цель: развивать умения правильно определять подходящие по смыслу, а так же развивать память и воображение.

Форма проведения: индивидуальная.

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

Упр. 350. Просклоняйте словосочетания:

веселые песни, яркие звезды. Выделите окончания прилагательных в родительном и предложном падежах. Сделайте вывод.

Задание № 16

Подберите синонимы, вторые буквы в которых уже проставлены.

Цель: развивать быстроту быстро распознавать данный, нужный синоним.

Форма проведения: групповая.

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных

Упр. 354. Спишите, изменяя падеж слов, которые даны в скобках. Обозначьте падеж, выделите окончания.

Заниматься (важные дела), разговаривали со (старшие школьники), подъехали к (высокие сосны), наблюдали за (шумные синицы), любовались (белые лебеди), рисовали (цветные карандаши), летели над (широкие поля).

Задание № 17

Подбери слова, близкие по значению, составь рассказ.

Цель: развивать умения правильно и быстро подбирать слова, близкие по значению, и употреблять их.

Форма проведения: индивидуальная.

Повторение изученного об имени прилагательном

Упр. 359. Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и напишите словосочетания. Укажите род.

Прозрачное стекло (ср.р.), … дом, … книга, … загадка,

Задание № 18

Имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.

Цель: развивать умения правильно заменять слова близким по смыслу словом и учить составлять из слов -

… утро, … щавель, … мед, … солнце.

Какого рода прилагательные вы употребили? Почему?

словосочетания.

Форма проведения: индивидуальная.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...

Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов
За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту уч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru