Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1923 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей .
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: 1)ЗУН + 2)СУД
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Целевые ориентации
§ Приобретение ЗУН.
§ Усвоение способов самостоятельной деятельности.
§ Развитие познавательных и творческих способностей.
По содержанию неизвестного Х
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||
Актуально о образовании:
Диагностика уровня сформированности умений решать текстовые
задачи младшими школьниками
Основываясь на теоретических положениях, а также в соответствии с целью и задачами данной работы нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками. Констатирующий эксперимент осуществлялся поэтапно ...
Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения нарушений письма
Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых. 2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей эксперимента ...
Модернизация образования
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других норматив ...