Творческие находки учителей технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Творческие находки учителей технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности

Страница 1

Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям:

Для чего учить?

Чему учить?

Как учить?

Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучения, характер материала, реальные возможности учащихся и многое другое. Но наиболее трудным для учителя чаще всего оказывается третий вопрос.

Как учить? Это не только вопрос о конкретных формах, методах, приемах и средствах обучения. Это вопрос о педагогическом замысле, общей композиции, эмоциональном строе, логике урока, о выборе эффективных путей организации познавательной деятельности школьников, ведущих способов общения их с учителем и друг другом, одним словом - это стратегия будущего урока. Это также вопрос о конкретных средствах реализации замысла, приемах информирования школьников, организации их труда, помощи, стимулировании, контроле, т.е. вопрос о тактике обучения.

Программа, учебники, разработки, пособия - все это рассчитано на некоего абстрактного, усредненного человека, а в классе мы работаем с реальными детьми, неповторимыми в своем своеобразии. И если учителю нет нужды в буквальном смысле переоткрывать истины науки и человеческого опыта, которые он должен преподать своим питомцам, то педагогическое переосмысление этих истин, конкретный вариант их изучения, способ контакта с учащимися он должен каждый раз определять заново, находить сам. И в этом каждый урок - оригинальное педагогическое произведение. Его в процессе кропотливого аналитического труда, нередко в муках рождается педагог творец.

И каждый раз заново педагог решает множество проблем: какова педагогическая и методическая идея урока; какой замысел может ее воплотить в сложившихся или создаваемых усилиями педагога ситуациях? В каких организационных формах; какими методами и приемами можно добиться успеха? На что сделать акцент и в каком ключе сделать усвоение знаний? Как добиться подлинного контакта с учениками, воздействовать на их ум и чувства? Как реагировать на внезапное изменение ситуации, на несовпадение задуманного и реального.

Имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами и развивающейся природой ребенка, педагог встает перед необходимостью мыслить и действовать оригинально, избегая шаблона и прямого "повторения пройденного". Постоянная нацеленность учителя на поиск оптимальных для данных условий решений и определяет творческий характер педагогической деятельности, делает творчество ее сущностной характеристикой.

Таким образом, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:

Творчество в широком понимании - открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень творчества осуществляет каждый учитель в своей работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформиров ...

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru