Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Новое о образовании » Физическое воспитание ребенка-инвалида » Особенности воспитания ребенка-инвалида в семье

Страница 1

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.

Семья как определенная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений».

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена».

В практике и теории социально-психологической работы семья рассматривается как:

― первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

― основной фактор в социализации;

― социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

― социальная система, все члены которой имеют определенные статус и роли;

― общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Оно должно основываться на определенных принципах:

― гуманность и милосердие к растущему человеку;

― вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

― открытость и доверительность отношений с детьми;

― оптимистичность взаимоотношений в семье;

― последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

― оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, переживают воздействие совокупности постоянно травмирующих факторов, прежде всего это малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности как ребенка-инвалида, так и родителей, низкая возможность самореализации для всех членов семьи. К этому следует добавить высокую вероятность плохих бытовых условий, в которых обычно проживают люди, столкнувшиеся с личным горем. Все негативные социально-экономические влияния такая семья ощущает особенно остро, ибо все издержки государственной политики и проблемы общества непосредственно отражаются на ее материальном и психологическом состоянии.

Такая семья в отличие от других обладает специфическим источником постоянного напряжения, который аккумулирует в себе идею несправедливости высшего порядка, - неполноценный ребенок. Многие родители добровольно принимают на себя бремя по уходу за ребенком с непоправимой патологией. Это серьезный нравственный поступок родителей. Тем не менее осознание своего духовного величия не может устранить их страдания, ответственность и тяготы бытия.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...

Выявление меры связи между характеристиками мышления и успешностью в обучении математике
После проведения исследований характеристик мышления и получения результатов проверим гипотезу о связи между мышлением учеников и их достижениями в математике. Попробуем установить, влияет ли уровень развития мышления учащихся на их успешность в обучении математике, зависят ли результаты обучения о ...

Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru