Основные принципы и способы повышения интереса к учебному материалу

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Основные принципы и способы повышения интереса к учебному материалу

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждый решений, отсутствия выбора. И особенно не любят этого дети.

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: "В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала". Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. После того как выбор сделан, ценность избранного объекта повышается. Точно так же повышает ценность деятельности самостоятельный выбор ее форм, самостоятельно принятое решение делает выполнение её привлекательным.

"Я знаю, что я ничего не знаю", - говорил мудрый грек. "Я хорошо знаю химию, литературу и историю", - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: он не знает, чего он не знает. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности и уж совсем в тумане - границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение - лишь воспитание исполнителей!

Формулировка 1: не только давать знания - но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов - главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности - жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо образование не достигает точки насыщения".

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые "закрытые" задачи, т.е. имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? Спутника жизни? Как увеличить прибыль предприятия? Уменьшить вероятность аварии? …), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор - между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми - зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность".

Чем более развита система - техническая, экономическая, социальная или педагогическая, - тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет "термометра настроения" или "высотомера понимания", но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта д ...

Метод проектов
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательно ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru