Способы активизации мыслительной деятельности

Разнообразные задания:

Задания на различение сходного материала. Это задания, требующие противопоставления сходного или в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями. (Например в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных А и О, приставок ПРИ - и ПРЕ-).

Задачи, которые можно решить несколькими способами. При этом важно учить оценивать достоинства и недостатки каждого способа.

Задачи с подвохами (или неопределенными условиями), которые требуют не шаблонного, стереотипного решения, а опираются на анализ условий. (Например, в таких задачах бывает дано гораздо больше данных, чем нужно для решения, и потому нужно отобрать необходимое и отсеять лишнее. Или - нужных сведений не хватает, надо восполнить недостающие данные или сделать вывод о невозможности решения в данном случае).

Самостоятельное составление задач учащимися по готовым числовым данным (варьируя их, ученики делают искомым то одно, то другое условие).

Учителю следует включать в занятия следующие виды работ:

обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи;

знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, вопросу; анализ предложенных позиций;

предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач;

обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач;

создание ситуаций интеллектуального соперничества между учащимися или группами учащихся.

Кроме того, существуют различные типы вопросов, стимулирующие активную умственную деятельность и вызывающие интерес учащихся. Назовем их.

Вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Например, между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями, и новыми знаниями.

Вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно сходство или различие, тем интереснее его обнаружить. (Например, в чем сходство между Чацким и Молчалиным? Чем различаются причастия и прилагательные?).

Вопросы на установление причинно-следственных связей. Чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем интереснее их устанавливать.

Вопросы, свидетельствующие о выборе действия, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Например, как по-другому можно доказать какую-либо геометрическую теорему? Или: подтвердите своими примерами какие-либо физические, химические, биологические, грамматические закономерности.

Вопросы, которые требуют от школьника исправления чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок. Специальное допущение ошибок имеет целью их обнаружение и последующее исправление учениками.


Актуально о образовании:

Метод диалогического изложения
Метод диалогического изложения представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятель ...

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР
Целью формирующего эксперимента является решение проблемы по поиску эффективных средств формирования графо-моторных навыков для предупреждения нарушений письма. Формирующий эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев (октябрь 2010 – март 2011 г.). В эксперименте принимали участие дошкольники эксп ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru