Способы активизации мыслительной деятельности

Разнообразные задания:

Задания на различение сходного материала. Это задания, требующие противопоставления сходного или в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями. (Например в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных А и О, приставок ПРИ - и ПРЕ-).

Задачи, которые можно решить несколькими способами. При этом важно учить оценивать достоинства и недостатки каждого способа.

Задачи с подвохами (или неопределенными условиями), которые требуют не шаблонного, стереотипного решения, а опираются на анализ условий. (Например, в таких задачах бывает дано гораздо больше данных, чем нужно для решения, и потому нужно отобрать необходимое и отсеять лишнее. Или - нужных сведений не хватает, надо восполнить недостающие данные или сделать вывод о невозможности решения в данном случае).

Самостоятельное составление задач учащимися по готовым числовым данным (варьируя их, ученики делают искомым то одно, то другое условие).

Учителю следует включать в занятия следующие виды работ:

обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи;

знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, вопросу; анализ предложенных позиций;

предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач;

обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач;

создание ситуаций интеллектуального соперничества между учащимися или группами учащихся.

Кроме того, существуют различные типы вопросов, стимулирующие активную умственную деятельность и вызывающие интерес учащихся. Назовем их.

Вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Например, между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями, и новыми знаниями.

Вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно сходство или различие, тем интереснее его обнаружить. (Например, в чем сходство между Чацким и Молчалиным? Чем различаются причастия и прилагательные?).

Вопросы на установление причинно-следственных связей. Чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем интереснее их устанавливать.

Вопросы, свидетельствующие о выборе действия, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Например, как по-другому можно доказать какую-либо геометрическую теорему? Или: подтвердите своими примерами какие-либо физические, химические, биологические, грамматические закономерности.

Вопросы, которые требуют от школьника исправления чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок. Специальное допущение ошибок имеет целью их обнаружение и последующее исправление учениками.


Актуально о образовании:

Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставл ...

Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о рол ...

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru