Способы активизации мыслительной деятельности

Разнообразные задания:

Задания на различение сходного материала. Это задания, требующие противопоставления сходного или в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями. (Например в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных А и О, приставок ПРИ - и ПРЕ-).

Задачи, которые можно решить несколькими способами. При этом важно учить оценивать достоинства и недостатки каждого способа.

Задачи с подвохами (или неопределенными условиями), которые требуют не шаблонного, стереотипного решения, а опираются на анализ условий. (Например, в таких задачах бывает дано гораздо больше данных, чем нужно для решения, и потому нужно отобрать необходимое и отсеять лишнее. Или - нужных сведений не хватает, надо восполнить недостающие данные или сделать вывод о невозможности решения в данном случае).

Самостоятельное составление задач учащимися по готовым числовым данным (варьируя их, ученики делают искомым то одно, то другое условие).

Учителю следует включать в занятия следующие виды работ:

обсуждение различных вариантов решений одной и той же учебной задачи;

знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, вопросу; анализ предложенных позиций;

предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач;

обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач;

создание ситуаций интеллектуального соперничества между учащимися или группами учащихся.

Кроме того, существуют различные типы вопросов, стимулирующие активную умственную деятельность и вызывающие интерес учащихся. Назовем их.

Вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Например, между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями, и новыми знаниями.

Вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно сходство или различие, тем интереснее его обнаружить. (Например, в чем сходство между Чацким и Молчалиным? Чем различаются причастия и прилагательные?).

Вопросы на установление причинно-следственных связей. Чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем интереснее их устанавливать.

Вопросы, свидетельствующие о выборе действия, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Например, как по-другому можно доказать какую-либо геометрическую теорему? Или: подтвердите своими примерами какие-либо физические, химические, биологические, грамматические закономерности.

Вопросы, которые требуют от школьника исправления чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок. Специальное допущение ошибок имеет целью их обнаружение и последующее исправление учениками.


Актуально о образовании:

Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе
Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, соде ...

Решение задач на нахождение части числа и числа по части
Для подготовки к решению данных задач проводится работа по усвоению понятия дроби. При устном счете нужно добиться, чтобы каждый учащийся знал: какое действие обозначает дробная черта; что обозначает дробь. Дробная черта обозначает действие деления, а дробь обозначает, что данное разделили на 4 рав ...

Понятие о стилистике
Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц). Стилистика – довольно молодая наука и потому име ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru