Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. В.И. Загвязинский так пишет об этом: "Учитель занят педагогическим творчеством, ученик - предметным (изобразительным, литературно-художественным, техническим и т.д.). Важно, что совпадение характера (при неполном совпадении предмета) деятельности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником". Сотворчество - непременное условие эффективности педагогического процесса. Это, казалось бы, элементарно. Ведь даже с точки зрения логики термины "учитель" и "ученик" соотносительны, т.е. не имеют смысла один без другого.
Перед учителем постоянно стоят сложные - творческие по сути своей - задачи: преобразовать содержание образования в содержание обучения; выбрать и воплотить заданные нормативы в "живые человеческие эмоции" (а в этом и заключается, по В.А. Сухомлинскому, творческий труд педагога); действовать в реальных, творимых им и учениками (каждый раз заново), ситуациях. Без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Самые оригинальные решения дают педагогический эффект только в том случае, если опираются на сотворчество ученика. Учитель должен уметь руководить познавательным и нравственным поиском школьника. Но для того чтобы вызвать школьника на сотворчество, надо представлять логику протекания творческого процесса у самого ребенка, опираясь на нее.
Интересные методические решения И.П. Волкова работают прежде всего потому, что втягивают в сотворчество самого ребенка. Вызвать на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития - творческая задача учителя. Весь опыт практической работы И.П. Волкова свидетельствует о том, что нет учащихся, вообще не способных к сотворчеству с учителем. Более того, этот мастер педагогического труда выдвигает следующую педагогическую доктрину - единственно реальным путем преодоления отстаивания ребенка в обучении является включение его в сотворчество. Как это осуществить по отношению к слабым школьникам? Во-первых, в системе личных интересов и пристрастий ребенка надо найти наиболее личностно значимые, т.е. ядро, вокруг которого можно начинать работу по формированию положительной мотивации у учению. Интерес к чему-либо есть у каждого ребенка. Практика И.П. Волкова показывает, что, как только детям предлагают заняться тем, чем им хочется, проявляется личная направленность, на основе которой можно дать первые творческие задания. Необходимо в самом отношении ребят к интересующим их явлениям поощрять не только информационно-познавательный, но и творческий интерес. Творческие задания должны носить активно-преобразующий характер.
Итак, для того чтобы организовать сотворчество учителей и учеников в воспитании и обучении, необходима общая эвристическая направленность обучения и воспитания. А она обеспечивается увеличением репертуара поисково-творческих заданий в процессе обучения и воспитания, созданием ситуаций нравственного выбора для ученика, созданием психологической атмосферы сотрудничества учителя и учащихся., которое обеспечивает сотворчество.
Обратимся к психологическому пониманию сущности творчества. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество - это хитрая вещь. Определить его - все равно что схватить колечко дыма кончиками пальцев. Хотя мы безошибочно узнаем творческую фантазию во всем - от картин великих мастеров до бюджетного отчета, никто не знает до конца ее секрет. Поэтому творчество представляется неуправляемым порывом вдохновения, доступным лишь тем, кто неустанно проявляет поисковую активность. Творчество - это способность взглянуть на проблему со стороны и увидеть альтернативы возможностей. Творческая мысль - это проницательность, прозрение, миг вдохновения, который открывает оригинальное решение. Творчество проявляется в необычном способе решения задачи, в остроумном выходе из затруднительного положения. Творческие проекты отличает изящество: используя малые силы, они приводят к впечатляющим результатам. Творчество связано с качеством выполняемого дела. Творческие люди обладают богатой фантазией. В самых обычных вещах они находят что-то особенное.
Как творческий труд, педагогическая деятельность сохраняет общую логику творческого процесса, вскрытую современной наукой: а) возникновение замысла, т.е. определенной проблемной ситуации; б) осознание цели замысла; в) накопление наблюдений; г) выбор лучшего из возможных решений творческой задачи путем перебора вариантов; д) результат творческого процесса и его оценка. Эта достаточно общая схема справедлива в своих контурах и по отношению к творческому процессу педагога. На материале педагогического творчества они работают следующим образом:
Актуально о образовании:
Системы и структуры воспитательного процесса
Процесс воспитания — сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый э ...
Упражнения, обучающие беспереводному
пониманию читаемого аналитически
К ним относятся упражнения, обучающие различным видам обоснованной догадки при чтении. Например: 1. Определить смысл незнакомого текста по контексту: А) значение незнакомого слова раскрывается предшествующим контекстом: When you want to change a book you go to the library (англ.). Quand vous voulez ...
Приемы, используемые на занятиях
1. Вопросно - ответная форма принимает на этом этапе усложненный характер. Вопросы требуют раскрытия образов, причин, побудивших героев поступать так или иначе. Учащийся отыскивая в книге ответ на вопрос, заданный ему, должен просмотреть всю главу и зачитать наиболее подходящий отрывок или предложе ...