Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические.
К социально-педагогическим можно отнести четыре наиболее важных условия:
первое - наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей дидактической подготовкой;
второе - высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту;
третье - наличие хорошего учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующего помещения;
четвертое - наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.
Однако при одинаковых общепедагогических условиях могут быть. разные по качеству уроки, если нет единого понимания целей и дидактических условий его организации. Последние обеспечиваются соблюдением системы дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса, которые перечислены в Приложении 2. Выполнение этих требований и есть сумма основных дидактических условий успешной организации урока.
Первое правило - определить цель (чего надо достичь).
Второе правило - подготовить содержание учебного материала.
Третье правило - определить дидактические и воспитательные задачи урока.
Четвертое правило - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения.
Пятое правило-урок как педагогическое произведение должен характеризоваться четкостью организации.
Шестое правило - все дидактические задачи должны решаться на уроке и не переноситься на домашнюю работу.
В основании структуры урока находятся его основные дидактические задачи и закономерности умственной деятельности учащихся. Процесс обучения идет непрерывно, базируясь на ранее усвоенной системе понятий и опыте деятельности учащихся. Если систематическая актуализация ранее изученного - основа восприятия и усвоение нового, то завершается усвоение формированием умений и навыков умственных и практических действий. Эти три обобщенные дидактические задачи и составляют основу внешней дидактической структуры урока:
1) актуализация прежних (опорных) знаний;
2) формирование новых понятий и способов действия;
3) формирование умений и навыков умственных и практических действий.
Научно-обоснованная подготовка к урокам включает два этапа: предварительный и непосредственный. Первый этап - изучение учителем педагогической, методической литературы, анализ учебных программ и передового опыта. Второй этап - более конкретный, он состоит из:
а) подготовки содержания учебного материала;
б) планирования занятий и создания дидактических условий.
Таким образом, подготовка учителя к урокам имеет две взаимосвязанные стороны:
подготовка учебного материала, т.е. "чему учить"
подготовка процесса усвоения учебного материала, т.е. "как учить и прививать умение учиться"
В чем состоят затруднения учителя при подготовке современного урока? Махмутов М.И. выделяет четыре главных, наиболее частых встречающихся в практике.
Первое связано с поиском такой организации урока и таких методов обучения, которые обеспечили бы не только усвоение учебного материала, но и самостоятельную познавательную деятельность учеников.
Второе затруднение состоит в нахождении способов и приемов создания проблемной ситуации для класса и отдельных групп учащихся. Это связано с отсутствием у учителя умения и навыков формулировки проблемных вопросов, задач и заданий.
Третье затруднение связано с тем, что учитель сталкивается с необходимостью индивидуализировать процесс самостоятельного усвоения новых понятий и способов действия.
Четвертое затруднение связано с поисками приемов возбуждения интереса учащихся и создания их эмоционального настроя.
Причем выход из последнего затруднения позволяет в определенной степени объединить в комплекс выход из первых трех затруднений и построить эффективный учебный процесс, основывающийся на вовлеченности учащихся и их познавательной активности. Учителю необходимо создание таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и в саморазвитии. Большим потенциалом для этого обладают уроки развивающего обучения. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, любая черточка личности - это результат собственной деятельности учащегося. Развивающий урок - это необходимая форма самой жизни.
Актуально о образовании:
Функции и структура системы среднего образования в
РФ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правов ...
Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...
Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре ...