Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 1

Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические.

К социально-педагогическим можно отнести четыре наиболее важных условия:

первое - наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей дидактической подготовкой;

второе - высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту;

третье - наличие хорошего учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующего помещения;

четвертое - наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

Однако при одинаковых общепедагогических условиях могут быть. разные по качеству уроки, если нет единого понимания целей и дидактических условий его организации. Последние обеспечиваются соблюдением системы дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса, которые перечислены в Приложении 2. Выполнение этих требований и есть сумма основных дидактических условий успешной организации урока.

Первое правило - определить цель (чего надо достичь).

Второе правило - подготовить содержание учебного материала.

Третье правило - определить дидактические и воспитательные задачи урока.

Четвертое правило - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения.

Пятое правило-урок как педагогическое произведение должен характеризоваться четкостью организации.

Шестое правило - все дидактические задачи должны решаться на уроке и не переноситься на домашнюю работу.

В основании структуры урока находятся его основные дидактические задачи и закономерности умственной деятельности учащихся. Процесс обучения идет непрерывно, базируясь на ранее усвоенной системе понятий и опыте деятельности учащихся. Если систематическая актуализация ранее изученного - основа восприятия и усвоение нового, то завершается усвоение формированием умений и навыков умственных и практических действий. Эти три обобщенные дидактические задачи и составляют основу внешней дидактической структуры урока:

1) актуализация прежних (опорных) знаний;

2) формирование новых понятий и способов действия;

3) формирование умений и навыков умственных и практических действий.

Научно-обоснованная подготовка к урокам включает два этапа: предварительный и непосредственный. Первый этап - изучение учителем педагогической, методической литературы, анализ учебных программ и передового опыта. Второй этап - более конкретный, он состоит из:

а) подготовки содержания учебного материала;

б) планирования занятий и создания дидактических условий.

Таким образом, подготовка учителя к урокам имеет две взаимосвязанные стороны:

подготовка учебного материала, т.е. "чему учить"

подготовка процесса усвоения учебного материала, т.е. "как учить и прививать умение учиться"

В чем состоят затруднения учителя при подготовке современного урока? Махмутов М.И. выделяет четыре главных, наиболее частых встречающихся в практике.

Первое связано с поиском такой организации урока и таких методов обучения, которые обеспечили бы не только усвоение учебного материала, но и самостоятельную познавательную деятельность учеников.

Второе затруднение состоит в нахождении способов и приемов создания проблемной ситуации для класса и отдельных групп учащихся. Это связано с отсутствием у учителя умения и навыков формулировки проблемных вопросов, задач и заданий.

Третье затруднение связано с тем, что учитель сталкивается с необходимостью индивидуализировать процесс самостоятельного усвоения новых понятий и способов действия.

Четвертое затруднение связано с поисками приемов возбуждения интереса учащихся и создания их эмоционального настроя.

Причем выход из последнего затруднения позволяет в определенной степени объединить в комплекс выход из первых трех затруднений и построить эффективный учебный процесс, основывающийся на вовлеченности учащихся и их познавательной активности. Учителю необходимо создание таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и в саморазвитии. Большим потенциалом для этого обладают уроки развивающего обучения. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, любая черточка личности - это результат собственной деятельности учащегося. Развивающий урок - это необходимая форма самой жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Д.И. Менделеев о народном образовании
Он постоянно проводил мысль, что школа – это громадная сила, определяющая судьбы народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России. В статьях и речах о состоянии и развитии образования в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальны ...

Структура творческих способностей
Американский педагог Виктор Ловенфельд разделял со многими учеными убежденность в том, что творческие способности являются весьма распространенной человеческой чертой, зачастую существуя как потенциальные способности, ожидающие своего высвобождения, чтобы проявить вовне скрытые таланты. Он писал: « ...

Подходы к музыкальному развитию детей в зарубежной литературе
Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке. Важность изучения этой конкретной области подчеркивается тем, что именно музыкальные дарования проявляются ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru