Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Новое о образовании » Теоретический анализ проблемы творческого потенциала современного учителя » Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся

Страница 1

Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические.

К социально-педагогическим можно отнести четыре наиболее важных условия:

первое - наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей дидактической подготовкой;

второе - высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту;

третье - наличие хорошего учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующего помещения;

четвертое - наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

Однако при одинаковых общепедагогических условиях могут быть. разные по качеству уроки, если нет единого понимания целей и дидактических условий его организации. Последние обеспечиваются соблюдением системы дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса, которые перечислены в Приложении 2. Выполнение этих требований и есть сумма основных дидактических условий успешной организации урока.

Первое правило - определить цель (чего надо достичь).

Второе правило - подготовить содержание учебного материала.

Третье правило - определить дидактические и воспитательные задачи урока.

Четвертое правило - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения.

Пятое правило-урок как педагогическое произведение должен характеризоваться четкостью организации.

Шестое правило - все дидактические задачи должны решаться на уроке и не переноситься на домашнюю работу.

В основании структуры урока находятся его основные дидактические задачи и закономерности умственной деятельности учащихся. Процесс обучения идет непрерывно, базируясь на ранее усвоенной системе понятий и опыте деятельности учащихся. Если систематическая актуализация ранее изученного - основа восприятия и усвоение нового, то завершается усвоение формированием умений и навыков умственных и практических действий. Эти три обобщенные дидактические задачи и составляют основу внешней дидактической структуры урока:

1) актуализация прежних (опорных) знаний;

2) формирование новых понятий и способов действия;

3) формирование умений и навыков умственных и практических действий.

Научно-обоснованная подготовка к урокам включает два этапа: предварительный и непосредственный. Первый этап - изучение учителем педагогической, методической литературы, анализ учебных программ и передового опыта. Второй этап - более конкретный, он состоит из:

а) подготовки содержания учебного материала;

б) планирования занятий и создания дидактических условий.

Таким образом, подготовка учителя к урокам имеет две взаимосвязанные стороны:

подготовка учебного материала, т.е. "чему учить"

подготовка процесса усвоения учебного материала, т.е. "как учить и прививать умение учиться"

В чем состоят затруднения учителя при подготовке современного урока? Махмутов М.И. выделяет четыре главных, наиболее частых встречающихся в практике.

Первое связано с поиском такой организации урока и таких методов обучения, которые обеспечили бы не только усвоение учебного материала, но и самостоятельную познавательную деятельность учеников.

Второе затруднение состоит в нахождении способов и приемов создания проблемной ситуации для класса и отдельных групп учащихся. Это связано с отсутствием у учителя умения и навыков формулировки проблемных вопросов, задач и заданий.

Третье затруднение связано с тем, что учитель сталкивается с необходимостью индивидуализировать процесс самостоятельного усвоения новых понятий и способов действия.

Четвертое затруднение связано с поисками приемов возбуждения интереса учащихся и создания их эмоционального настроя.

Причем выход из последнего затруднения позволяет в определенной степени объединить в комплекс выход из первых трех затруднений и построить эффективный учебный процесс, основывающийся на вовлеченности учащихся и их познавательной активности. Учителю необходимо создание таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и в саморазвитии. Большим потенциалом для этого обладают уроки развивающего обучения. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, любая черточка личности - это результат собственной деятельности учащегося. Развивающий урок - это необходимая форма самой жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Сущность самостоятельности как интегративного качества личности
Самостоятельность - понятие, которое достаточно часто встречается на страницах публикаций, посвященных человеку. Им оперируют философы, общественные и государственные деятели, писатели, люди искусства, политики, социологи, а также психологи и педагоги. Практически в любой теории или концепции, каса ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru