Увлекательные уроки: основы создания

Страница 1

Л.Н. Толстой утверждал: "Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку". В самом деле, попытайтесь вспомнить, о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по… не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся.

Беда школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область "Технология". Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствуют формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

Великий Ян Амос Коменский говорил, что "учение должно быть кратким, приятным и основательным". Хочу лишь остановиться на слове "приятное". Когда приятно? Когда не скучно, интересно. Для осмысления усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Познавательная активность учащихся в конечном счете - решающее условие успешности обучения. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее, а сам он - интересен ученикам.

Таким образом, важная задача учителя - всемерно способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Надо не только пробуждать у детей любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться того, чтобы оно превратилось в любознательность, а затем и приобрело бы характер подлинного познавательного интереса. Привлекательность урока должна заключаться в том, чтобы ученики после урока стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке знаний. Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Нередкость случаи, когда ученики, обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учебе.

В каждом уроке должна быть "изюминка". Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

На уроке должен блистать не учитель, а ученик. Дело же учителя, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. Привлекательность урока должна заключаться в том, чтобы ученики после него стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке знаний. И уж, конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для того, чтобы больше узнать. А увлекательность учебного процесса является важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной активности учащихся, наличия у них вкуса к познанию, стремления к образованию, положительного отношения к учебе.

К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждавшие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино да Фельтре. Правило же, озвученное Платоном, сводилось к тому, что образование должно образовывать правильные понятия, отсекать все, что мешает осуществлению идеи нравственности и, в первую очередь, ограничить природную чувственность человека. Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая дидактика" Я.А. Коменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны. В трактовке Коменского наглядность понималась как средство привлечения всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Разработанное им "золотое правило" дидактики фактически свело на нет запрет Платона на обращение к чувственному миру ученика. Но для обращения к миру смыслов время пришло намного позднее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Социокультурные факторы, влияющие на становление интеллекта
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...

Наблюдения за млекопитающими
Большей частью они бывают случайными. Гораздо чаще отмечаются следы деятельности млекопитающих. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни животных можно лишь при условии частого посещения участка, где они в этот период находятся. Начало гона отмечают, когда на снегу появляютс ...

Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников
Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной д ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru