Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Страница 5

По данным анкеты, только 14% учащихся составляют план ответа (для сравнения, простой пересказ осуществляют 86% учащихся данных классов). Безусловно, составления плана пересказа, т.е. выделение основных частей текста, их озаглавливание, умение воссоздать развернутый пересказ по составленному плану, требует от учащихся наибольших мыслительных усилий и наличия целого ряда специальных умений. Эффективность такого самоконтроля неоспорима, следовательно, учителю необходимо уделять много внимания формированию этого навыка, постепенно добиваясь, чтобы как можно больше учащихся могли проконтролировать себя таким способом.

Более сложные приемы самоконтроля ( такие как составление плана ответа и придумывание своих примеров) используются гораздо реже, так как требуют большой специальной дополнительной работы со стороны учителя.

Таблица 6 Приемы самоконтроля, которые используют учащиеся 2 «Б» класса (до эксперимента) при выполнении домашнего задания

Содержание

Количество

Учащихся

всего

%

1.

Пересказываю содержание учебного материала

18

86

2.

Отвечаю на вопросы учебника

16

76

3.

Составляю план ответа

3

14

4.

Решаю все еще раз

14

67

5.

Придумываю свои примеры

8

38

6.

Проверяю правильность решения задачи с помощью обратных действий

4

19

7.

Сравниваю с примерами классной работы и учебника

12

57

67% учащихся предпочитают решать все примеры и задачи еще раз. Но проанализировав результаты такого самоконтроля, можно сделать вывод, что учащиеся не видят и не понимают контролирующей функции повторного решении. В результате первоначальные рассуждения и ошибки переносятся механически.

57% учащихся сравнивают собственное решение с примерами классной работы и образцами учебника. Это очень полезное сравнение, так как учащиеся отыскивают в уже решенных примерах и задачах элементы заданных, учатся проводить аналогии, использовать приемы решения типичных задач в несколько измененных условиях. Учителю лишь необходимо следить за тем, чтобы дети учились не просто повторению по образцу, а овладевали общим способом решения типичных задач. Этому, в большей степени, способствует применение другого вида самоконтроля – более сложного, чем просто повторение по образцу. Это придумывание своих примеров. Творческий подход проверки заданий, требующий, кроме того, еще и определенных навыков переноса знаний.

Трудность состоит в то, что придуманные примеры должны соответствовать изучаемой теме, внешне отличаться от данных и при этом иметь сходство в основных приемах исполнения.

Этот вид самоконтроля способствует более глубокому пониманию изучаемой темы, так как требует от учащихся активной мыслительной деятельности при его осуществлении. Поэтому учителю необходимо специально акцентировать внимание учащихся на проведении такой работы на уроках и дополнительных занятиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Элементы III-А группы периодической системы
Алюминий Al (лат. Aluminium, от лат. alumen — квасцы). Аl— элемент III группы 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 13, атомная масса 26,9815, имеет один стабильный изотоп 27Al (100 %). Металлический Аl был получен в 1827г. Вёлером. По содержанию в земной коре (8,8 %) Аl занима ...

Описание УМК
В учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. С появлением компьютеров и компьютерных информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной. Создав УМК по теме «Основы логики» для студентов I курса, облегчается труд учи ...

Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru