Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Страница 1

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся. Вообще, чем раньше поймет ученик необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. В этом случае ребенок не чувствует ответственности за собой, если что- либо выполнено не верно. В последствии, когда родители прекращают контролировать выполнение заданий ребенка, у учащегося привычка в осуществлении осознанного и самостоятельного контроля отсутствует. Все это дает отрицательные результаты в обучении.

Трудности, имеющиеся у учащихся начальных классов при осуществлении самоконтроля, возникают из-за целого ряда причин, связанных, в основном, с психологическими особенностями детей этого возраста.

С первых же дней обучения в школе от детей требуют, чтобы они точно воспринимали слова учителя при объяснении им материала, использовании наглядных пособий, записей на доске, зачитывании текстов. Без этого они не могут овладеть знаниями (в том числе и об осуществлении самоконтроля). Однако, на первых порах у учащихся встречаются недостатки в восприятии (поверхностная, слабая дифференцировка, неумение разобраться в деталях). Поэтому в ходе учебной работы следует уделять серьезное внимание воспитанию у учащихся культуры наблюдения, произвольного внимания, а также воли. Это необходимо для самоконтроля.

Осознанное контролирование, результативная проверка путем повторного пересказа или прочитывания собственных записей практически детьми 1-4 классов не осуществляется.

Исходя именно из этих соображений, чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Выполнение различного рода заданий на уроках нужно организовывать так, чтобы ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно.

В данной главе мы обратимся к результатам, полученным в ходе исследований.

Наше исследование проходило в несколько этапов. На базе МБОУ Гимназия №29 г.Нальчика , учащиеся 2 «А» класса (экспериментального), и 2 «Б» класса (контрольного), в возрасте от 7 до 8 лет.

На первом этапе был проведен эксперимент, в ходе которого мы выяснили первоначальный уровень развития сформированности самоконтроля учащихся начальной школы учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов. Для этого мы воспользовались анкетой, составленной Г.В.Репкиной и Е.В.Заикой.

Вначале нами проводились наблюдения за работой детей на уроках математики, затем ответили на вопросы анкеты.

1) Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? (а) да; б) иногда; в) нет ).

2) Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки? (а) нет; б) в некоторых случаях; в) да ).

3) Умеет ли ученик правильно объяснить ошибки на изученное правило, на изменение известного способа? (а) нет; б)да ).

4) Как поступает ученик, если ему указывают на наличие ошибки учитель, ученики, родители? (а) некритически исправляет; б) исправляет после того, как поймет основание критики).

5) Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибке, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? (а) нет; б) только с помощью; в) может самостоятельно).

6) Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок, соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого? (а) нет; б) да).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Организация дифференцированной самостоятельной работы
В основе организации самостоятельной работы студентов І группы (Н) лежат воспроизводящие работы по образцу(репродуктивная деятельность), необходимые для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закреп ...

Анализ средств развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта
нарушение интеллект моторика лечебный Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, разв ...

Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru