Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Страница 6

19% учащихся проверяют правильность решения задачи с помощью обратных действий. Этот вид самоконтроля наиболее применим к математике. На проверку решения задачи этим способом учителя обращаются довольно часто и в процессе урока, и при задавании домашнего задания. Поэтому дети сразу же после решения задачи, как заключительное действие, осуществляют проверку с помощью обратных действий.

Итак, на основе анализа анкет, дополнительных бесед с учащимися, можно сделать вывод о том, что для проверки самостоятельно выполненной работы учащиеся используют малоэффективные приемы, такие как повторение по образцу, ответы на вопросы учебника, простой пересказ, повторное решение всех задач и примеров.

Более сложные приемы самоконтроля ( такие как составление плана ответа и придумывание своих примеров) используются гораздо реже, так как требуют большой специальной дополнительной работы со стороны учителя.

Следующим этапом нашей дипломной работы была реализация методической программы. Данная методика проводилась во 2 «А» классе – экспериментальном; 2 «Б» класс стал контрольным. Оба класса обучаются по системе Эльконина- Давыдова.

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.

Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.

Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:

- сверка с написанным образцом;

- проверка по инструкции;

- взаимопроверка с товарищем;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы;

- выполнение задания по алгоритму;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.

Нами были даны ряд уроков и внеклассных мероприятий, целью которых было, развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников.

Следует отметить, что системой Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова предусмотрено, что дети должны постоянно объяснять, обосновывать, доказывать свои ответы, следить за правильностью каждого действия. К этому детей приучают с первого класса, что несомненно способствует формированию навыка самоконтроля.

Для того, чтобы выявить целесообразность нашей работы нами была проведена контрольная диагностика. Результаты тестирования занесли в таблицу 7, 8.

Из таблицы 7 видно, что высокий уровень развития, во 2 «А» классе, имеют 9 человек, что составляет 43% учащихся. Средний уровень развития имеют 12 человек, что составляет 57% учащихся.

Таблица 7 Уровень развития математических способностей учащихся 2 «А» класса (после эксперимента)

Уровни

Кол-во учащихся

%

высокий

9

43

средний

12

57

низкий

0

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Возможности использования различных методов работы при развитии творческих способностей учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика работы по развитию творческих способностей на уроке может базироваться на двух основных условиях. Если профессиональный опыт педагога и учебная программа позволяют, это может быть создание целого урока или комплекса уроков, направленных на формирование творческого потенциала личности каждо ...

Познавательная деятельность, ее структура
СХЕМА 1. ПОТРЕБНОСТИ Познавательная МОТИВЫ деятельность ЦЕЛЬ Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, спосо ...

Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР. В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников. Изучение документации и анкетных данных пок ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru