Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Новое о образовании » Формирование умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Эльконина-Давыдова » Диагностика качества развития умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Страница 6

19% учащихся проверяют правильность решения задачи с помощью обратных действий. Этот вид самоконтроля наиболее применим к математике. На проверку решения задачи этим способом учителя обращаются довольно часто и в процессе урока, и при задавании домашнего задания. Поэтому дети сразу же после решения задачи, как заключительное действие, осуществляют проверку с помощью обратных действий.

Итак, на основе анализа анкет, дополнительных бесед с учащимися, можно сделать вывод о том, что для проверки самостоятельно выполненной работы учащиеся используют малоэффективные приемы, такие как повторение по образцу, ответы на вопросы учебника, простой пересказ, повторное решение всех задач и примеров.

Более сложные приемы самоконтроля ( такие как составление плана ответа и придумывание своих примеров) используются гораздо реже, так как требуют большой специальной дополнительной работы со стороны учителя.

Следующим этапом нашей дипломной работы была реализация методической программы. Данная методика проводилась во 2 «А» классе – экспериментальном; 2 «Б» класс стал контрольным. Оба класса обучаются по системе Эльконина- Давыдова.

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.

Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.

Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:

- сверка с написанным образцом;

- проверка по инструкции;

- взаимопроверка с товарищем;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы;

- выполнение задания по алгоритму;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

На уроках русского языка были использованы методы и приемы, направленные на развитие самоконтроля у учащихся, как на этапе чистописания, проверки домашнего задания, объяснения новой темы, так и при выполнении различных упражнений на этапе закрепления.

Нами были даны ряд уроков и внеклассных мероприятий, целью которых было, развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников.

Следует отметить, что системой Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова предусмотрено, что дети должны постоянно объяснять, обосновывать, доказывать свои ответы, следить за правильностью каждого действия. К этому детей приучают с первого класса, что несомненно способствует формированию навыка самоконтроля.

Для того, чтобы выявить целесообразность нашей работы нами была проведена контрольная диагностика. Результаты тестирования занесли в таблицу 7, 8.

Из таблицы 7 видно, что высокий уровень развития, во 2 «А» классе, имеют 9 человек, что составляет 43% учащихся. Средний уровень развития имеют 12 человек, что составляет 57% учащихся.

Таблица 7 Уровень развития математических способностей учащихся 2 «А» класса (после эксперимента)

Уровни

Кол-во учащихся

%

высокий

9

43

средний

12

57

низкий

0

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Анализ диагностических работ «на входе»
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения». Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова. Учащимся было предложено 4 задания. Познавательные УУД (классификация). Запишит ...

Система работы по развитию творческих способностей на констатирующем этапе эксперимента
Задачи: 1. Анализ условий для проведения занятий по художественному труду. 2. Определение уровня творческого развития детей. Преддипломную практику я проходила в Мини-школе в 2 «Альфа» классе города Москвы. Техническая оснащенность кабинетов в данной школе позволяла в полной мере раскрыть творчески ...

Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающие теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением таког ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru