Понятие о стилистике

Страница 1

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц).

Стилистика – довольно молодая наука и потому имеет еще достаточно размытые границы. По-разному трактуются предмет и задачи стилистики, характер и объем, содержание ее как языковедческой дисциплины, взаимоотношения с другими филологическими науками. В языкознании одна из первых попыток выделения функциональных стилей на основании языковых функций принадлежит A.M. Пешковскому, Р.А. Будагов выделяет речевые стили, связывая их со сферой общения. Термин «практическая стилистика» используется у Г.О. Винокура, К.И. Былинского, В.В. Виноградова, Д.Э. Розенталя и других исследователей.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Варианты, или разновидности литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями языка. Эти разновидности, возникнув на экстралингвистической основе, но будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стали различаться друг от друга также и внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации используемых языковых средств.

В соответствии с вышеназванными функциями для большинства современных языков можно выделить следующие функциональные стили:

– разговорный (в котором доминирует коммуникативная функция);

– научный (в котором доминирует информативная функция, имеющая когнитивный характер);

– официально-деловой (в котором доминирует информативная функция, обусловленная данной сферой коммуникации);

– публицистический (в котором доминируют информативная и воздействующая функции);

– литературно-художественный (в котором доминирующая эмоционально-экспрессивная функция принимает вид поэтической функции).

Первый стиль противопоставлен всем остальным по признаку «книжности – некнижности», что связано с разграничением устной и письменной форм речи.

Понятно, что все функции языка взаимодействуют друг с другом: так, в публицистическом стиле одинаково релевантна функция сообщения и функция воздействия, поэтическая же функция литературно-художественного стиля имеет под собой избирательную основу, складывающуюся из индивидуальных творческих потенций; в научном стиле языка информативная функция опирается на еще одну важнейшую функцию языка – когнитивную, непосредственно связанную с деятельностью сознания.

Итак, наша речь стилистически неоднородна. Ее стилистические различия создаются совокупностью языковых особенностей (лексических, грамматических, интонационных и др.), придающих ей определенную стилистическую окрашенность, т.е. делающих ее или разговорной, или официально-деловой, или научной.

Следует также отметить, что проблема классификации функциональных стилей до сих пор остается одной из самых дискуссионных.

В качестве оснований для классификации функциональных стилей разными учёными предлагаются различные критерии:

1) функции языка (А.М. Пешковский, В.В.Виноградов, Д.Э. Розенталь);

2) структура речевого акта (Д.Н. Шмелёв);

3) форма речи: устная и письменная (Р.А. Будагов);

4) структурно-лингвистическая специфика языка (Л.В. Щерба, А.К. Панфилов);

5) комплекс критериев: особенности «языкового состава» речи, её форма, функции, жанры (Б.Н. Головин);

6) сферы общения (М.Н. Кожина).

К числу дискуссионных относится и вопрос о месте художественного стиля в ряду других функциональных стилей современного русского литературного языка. Одни исследователи (В.Д. Бондалетов, И.Р. Гальперин, А.И. Горшков, В.Д. Левин, Л. Ю. Максимов, Н.А. Мещерский, В.П. Мурат, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелёв и др.) считают, что художественный стиль не относится к числу функциональных стилей. В качестве аргументов приводятся следующие доводы:

1) использование в художественной речи языковых средств разных функциональных стилей;

2) отсутствие специфических языковых примет, свойственных именно художественной речи;

3) наличие у художественной речи особой эстетической функции; создание словесных образов;

4) неправомерность объединения понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы».

Однако сторонники выделения художественного стиля в ряду других функциональных стилей (Р.А. Будагов, А.Н. Васильева, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Б.Г. Головин, М.П. Демидова, А.И. Ефимов, М.Н. Кожина, В.П. Москвин, О.Б. Сиротинина, Л.Г. Смирнова, Г.Я. Солганик и др.) опровергают все эти доводы.

Но при всем разнообразии проблем, которыми занимается стилистика, это единая наука, главная задача которой состоит в изучении речевых возможностей языковых средств. В условиях школы для знакомства со стилистикой отбираются те вопросы, которые ближе всего к практическому использованию языка: описание стилей языка и речи, стилистические ресурсы фонетики, лексики, грамматики, выразительные средства языка, теория и практика анализа литературного текста. Стилистика объемлет все здание языка, все его системы. «Переход к стилистике, - пишет Г.О. Винокур, - существует не от фонетики, не от грамматики, не от семасиологии, а только от всех трех дисциплин, понимаемых как одно целое сразу».

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...

Историко-описательный анализ литературы по проблеме
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, тем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным является язык в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественн ...

Возрастные особенности формирования учебной деятельности
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьни ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru