Результаты о применении младшими школьниками приемов самоконтроля при выполнении домашних заданий собраны в таблице 5,6.
Самым распространенным видом самоконтроля является простой пересказ изученного материала. Его осуществляют 85%, учащихся данного класса. Как указывалось выше, этот прием самоконтроля в начальных классах малоэффективен, особенно при изучении правил по русскому языку. Пересказ этих правил часто сводится к многократному, неосмысленному повторению одного и того же предложения, при этом может выпадать какое либо слово и искажается весь смысл правила.
70%, учащихся осуществляют самоконтроль, отвечая на вопросы учебника. 75%, учащихся предпочитают решать все примеры и задачи еще раз. Но проанализировав результаты такого самоконтроля, можно сделать вывод, что учащиеся не видят и не понимают контролирующей функции повторного решении. В результате первоначальные рассуждения и ошибки переносятся механически. 65%, учащихся сравнивают собственное решение с примерами классной работы и образцами учебника. 15%, учащихся проверяют правильность решения задачи с помощью обратных действий. Этот вид самоконтроля наиболее применим к математике.
Таблица 5 Приемы самоконтроля, которые используют учащиеся 2«А» класса (до эксперимента) при выполнении домашнего задания
№ |
Содержание |
Количество |
Учащихся |
всего |
% | ||
1. |
Пересказываю содержание учебного материала |
17 |
85 |
2. |
Отвечаю на вопросы учебника |
14 |
70 |
3. |
Составляю план ответа |
4 |
20 |
4. |
Решаю все еще раз |
15 |
75 |
5. |
Придумываю свои примеры |
9 |
45 |
6. |
Проверяю правильность решения задачи с помощью обратных действий |
3 |
15 |
7. |
Сравниваю с примерами классной работы и учебника |
13 |
65 |
По данным анкеты, только 20%, учащихся составляют план ответа (для сравнения, пересказ осуществляют 85%, учащихся данных классов).
Как видно из таблицы, и во 2 «Б» контрольном классе, самым распространенным видом самоконтроля является простой пересказ изученного материала. Его осуществляют 86% учащихся данного класса. При пересказе художественного текста учителю и родителям необходимо следить за тем, чтобы дети обращали внимание не только на яркие моменты, а умели выделять главную мысль, определять цель пересказа, кратко излагать главное и существенное. Для этого, безусловно, необходимо проводить специальную работу на уроках, каждый раз обращать внимание учащихся на качество пересказа, приемы краткого изложения, выделения основных частей текста.
76% учащихся осуществляют самоконтроль, отвечая на вопросы учебника. Это наиболее излюбленная форма проверки учащимися знания текста, так как сформулированная авторами учебника вопросы значительно облегчают эту задачу. При повторном прочтении учащиеся обращают уже внимание на детали предусмотренные вопросами к тексту.
Актуально о образовании:
Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...
Особенности организации работы по формированию самоконтроля учебной
деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Общая успеваемость в классах достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморе ...
Внеурочная работа по астрономии
В конкретных условиях каждой школы внеурочная работа по астрономии может иметь различные формы: беседы и лекции по особо актуальным вопросам, тематические вечера, читательские конференции, кружковые занятия, экскурсии в научно-просветительские центры, встречи со специалистами или опытными любителям ...