Пересказывают содержание учебного материала 43%, (для сравнения до эксперимента 85%). Отвечают на вопросы учебника 43%. Составляют план ответа 33%. Решают все еще раз 47%. Придумывают свои примеры52%. Проверяют правильность решения задачи с помощью обратных действий 38%. Сравнивают с примерами классной работы и учебника 67%. Формирование общих учебных умений и навыков развивает ребенка. Он должен получать не только готовые знания, а учиться анализировать изучаемые предметы и явления, выделять существенное, делать самостоятельные выводы.
Таблица 12 Приемы самоконтроля, которые используют учащиеся 2 «Б» класса (после эксперимента) при выполнении домашнего задания
|
№ |
Содержание |
Количество |
Учащихся |
|
всего |
% | ||
|
1. |
Пересказываю содержание учебного материала |
9 |
45 |
|
2. |
Отвечаю на вопросы учебника |
11 |
55 |
|
3. |
Составляю план ответа |
6 |
30 |
|
4. |
Решаю все еще раз |
9 |
45 |
|
5. |
Придумываю свои примеры |
10 |
50 |
|
6. |
Проверяю правильность решения задачи с помощью обратных действий |
8 |
40 |
|
7. |
Сравниваю с примерами классной работы и учебника |
9 |
45 |
После повторного проведения данных методик можно наблюдать положительную динамику развития навыка самоконтроля в результате использования методов и приемов на каждом уроке. Но для полного формирования этого навыка необходимо было бы уделить больше времени, в котором мы как раз были ограничены из-за короткого периода, в течение которого проходит преддипломная педагогическая практика.
Анализируя полученные результаты всех трех методик, мы видим, что учащихся 2 "А" и 2 «Б» классов по-прежнему можно разделить на 3 группы по уровню сформированности, но изменился количественный и качественный состав:
§ учащихся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу было 13, а стало 8 человека;
§ учащихся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно 17 человек;
§ учащихся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени было 5 человека, теперь такие же результаты показывают 11 человек.
Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля у учащихся 2 "А" и 2 «Б» классов как одного из важнейших элементов учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.
В эксперименте была подтверждена гипотеза, что уровень развития самоконтроля у детей повысится, если стимулировать у учащихся потребность в улучшении познавательной деятельности; вооружить школьников знаниями, раскрывающими сущность приемов самоконтроля.
Актуально о образовании:
Особенности развития школы слабослышащих детей
Педагогика – наука о воспитании. Одна из ее современных ветвей получила название коррекционной педагогики (от лат. сcorrection – исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исп ...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и
продленного дня младших школьников
Важная роль в приобщении школьников к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Развитие этих форм физического воспитания поможет решению задачи внедрения физической культуры в повседневную жизнь и быт учащихся. К физкультурно ...
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...