Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 11

На наш взгляд, наиболее плодотворными являются подходы и идеи, которые разрабатывались Г. Костюком. Они связаны с попытками, пояснить внутренние законы развития личности, понять эти законы из учета субъектного опыта личности, и на этой основе управлять ее развитием средствами обучения.

Сложность личностной стратегии обучения студентов, на наш взгляд, состоит не в том, что надо подготовить программы обучения, как бы мы их не называли («опережающие», «развивающие», «выравнивающие», «ускоренные»), а в том, чтобы приблизить их к личностным внутренним программам развития самой личности, ее скрытым силам, возможностям и способностям. Мы считаем, что чем меньше будет разрыв между этими программами, тем эффективнее будет самостоятельная работа студента.

Конечно, на содействие или не содействие реализации личностной программы влияет не только учебная среда, но и любая другая: общественная, семейная, уличная и т.д. Каждая среда имеет свои собственные внутренние законы функционирования, которые очень не просто уловить, но которые по своим результатам могут быть довольно значительными. Наша задача - исследование учебной среды с позиций ее содействия реализации личностных стратегий обучения.

Учебная среда будет благоприятной для студента, если она поможет ему в полной мере осуществлять самостоятельную деятельность. Это исходное положение положено в основу разработки личностных стратегий обучения.

Отношение к выполнению самостоятельных работ оказалось тесно связанным с уровнем познавательной самостоятельности. Студенты с высоким уровнем самостоятельности с удовлетворением берутся за выполнение работ, которые требуют от них много усилий. Так, выполняя внеаудиторную самостоятельную работу, студенты самостоятельно подбирают литературу, систематизируют, обобщают материал, составляют тезисы, дают анализ информации. К преподавателю обращаются, как правило, по сути проблемы и очень редко с второстепенными вопросами. Студенты с низким уровнем самостоятельности чаще избирают для самостоятельных работ несложные задания. Типичным для этой группы студентов есть обращения к преподавателю с просьбой назвать первоисточники, которые помогут им выполнить задания и выдать им книги, по которым они смогут готовиться. Это является свидетельством отсутствия соответствующих умений и готовности к самостоятельному приобретению знаний; они привыкли к тому, что это лучше сделает за них кто-то другой.

В эксперименте был подмечен интересный факт: в случаях, когда выполнялись задания репродуктивного характера, слабые студенты стабильно показывали более менее высокие результаты.

При выполнении самостоятельных работ с возможностями выбора задач результаты оказались более близкими к реальным учебным возможностям студентов. Устанавливалось это соответствие в ходе следующих собеседований и консультаций.

Студенты с высоким уровнем самостоятельности с готовностью выполняют творческие самостоятельные работы с ограниченным временем выполнения, и, - наоборот, студенты с низким уровнем самостоятельности, независимо от сложности задачи, переспрашивают о чем надо писать, с чего начинать. Допускают ошибки из-за того, что неправильно «понимают» задание. Треть таких студентов постоянно начинают писать ответ на вопрос, а потом спрашивают, на правильном ли пути они или нет. Например, студент О. только после дополнительных подсказок или детального разбора задания приступает к ее выполнению. Большинство студентов этой группы выбирают вопрос по теме, которая рассматривалась на предыдущем занятии, и обходят темы, которые изучались раньше. В эксперименте было подмечено, что задания репродуктивного характера развивают и проявляют способности к быстрому решению. Для студентов, которые отнесены к III

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Актуально о образовании:

Новый подход к содержанию образования
Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества. Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содер ...

Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято "Положение о начальных училищах", утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ ...

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru