Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 11

На наш взгляд, наиболее плодотворными являются подходы и идеи, которые разрабатывались Г. Костюком. Они связаны с попытками, пояснить внутренние законы развития личности, понять эти законы из учета субъектного опыта личности, и на этой основе управлять ее развитием средствами обучения.

Сложность личностной стратегии обучения студентов, на наш взгляд, состоит не в том, что надо подготовить программы обучения, как бы мы их не называли («опережающие», «развивающие», «выравнивающие», «ускоренные»), а в том, чтобы приблизить их к личностным внутренним программам развития самой личности, ее скрытым силам, возможностям и способностям. Мы считаем, что чем меньше будет разрыв между этими программами, тем эффективнее будет самостоятельная работа студента.

Конечно, на содействие или не содействие реализации личностной программы влияет не только учебная среда, но и любая другая: общественная, семейная, уличная и т.д. Каждая среда имеет свои собственные внутренние законы функционирования, которые очень не просто уловить, но которые по своим результатам могут быть довольно значительными. Наша задача - исследование учебной среды с позиций ее содействия реализации личностных стратегий обучения.

Учебная среда будет благоприятной для студента, если она поможет ему в полной мере осуществлять самостоятельную деятельность. Это исходное положение положено в основу разработки личностных стратегий обучения.

Отношение к выполнению самостоятельных работ оказалось тесно связанным с уровнем познавательной самостоятельности. Студенты с высоким уровнем самостоятельности с удовлетворением берутся за выполнение работ, которые требуют от них много усилий. Так, выполняя внеаудиторную самостоятельную работу, студенты самостоятельно подбирают литературу, систематизируют, обобщают материал, составляют тезисы, дают анализ информации. К преподавателю обращаются, как правило, по сути проблемы и очень редко с второстепенными вопросами. Студенты с низким уровнем самостоятельности чаще избирают для самостоятельных работ несложные задания. Типичным для этой группы студентов есть обращения к преподавателю с просьбой назвать первоисточники, которые помогут им выполнить задания и выдать им книги, по которым они смогут готовиться. Это является свидетельством отсутствия соответствующих умений и готовности к самостоятельному приобретению знаний; они привыкли к тому, что это лучше сделает за них кто-то другой.

В эксперименте был подмечен интересный факт: в случаях, когда выполнялись задания репродуктивного характера, слабые студенты стабильно показывали более менее высокие результаты.

При выполнении самостоятельных работ с возможностями выбора задач результаты оказались более близкими к реальным учебным возможностям студентов. Устанавливалось это соответствие в ходе следующих собеседований и консультаций.

Студенты с высоким уровнем самостоятельности с готовностью выполняют творческие самостоятельные работы с ограниченным временем выполнения, и, - наоборот, студенты с низким уровнем самостоятельности, независимо от сложности задачи, переспрашивают о чем надо писать, с чего начинать. Допускают ошибки из-за того, что неправильно «понимают» задание. Треть таких студентов постоянно начинают писать ответ на вопрос, а потом спрашивают, на правильном ли пути они или нет. Например, студент О. только после дополнительных подсказок или детального разбора задания приступает к ее выполнению. Большинство студентов этой группы выбирают вопрос по теме, которая рассматривалась на предыдущем занятии, и обходят темы, которые изучались раньше. В эксперименте было подмечено, что задания репродуктивного характера развивают и проявляют способности к быстрому решению. Для студентов, которые отнесены к III

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Актуально о образовании:

Методика работы с текстовой информацией на уроке и особенности развития творческих навыков при работе с текстом
Методика развития умений работы с текстом включает в себя формирование умений и навыков обработки текста. Наиболее простыми и доступными на уроке являются пересказ, поиск ответов на поставленные вопросы, и составление вопросов к тексту. В качестве помощи учителю могут использоваться: разделение тек ...

Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...

Организация дифференцированной самостоятельной работы
В основе организации самостоятельной работы студентов І группы (Н) лежат воспроизводящие работы по образцу(репродуктивная деятельность), необходимые для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закреп ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru