Самостоятельная работа студентов не является новым явлением в высшей школе. Более того, как определяет исследовательница СРС О.В. Рогова, „проблема совершенствования организации самостоятельной работы всегда была в центре внимания педагогической науки и вузовской практики”.
Все исследователи педагогики высшей школы в какой-то степени рассматривали этот вопрос. Вместе с тем, как отмечает известный педагог А.Н. Алексюк, в рамках традиционной лекционно-семинарского обучения самостоятельная работа студентов не стала „реальной основой учебного процессса в студенческой аудитории”. „Пока что, пишет другой известный специалист этой проблемы В.А. Козаков, - учебный процесс похож на производственный в пределах плановой экономики, где студенты выполняют задания руководителей-преподавателей по соответствующим учебным планам, а выполнение плана контролируется в каждом полугодии способом, похожим на госприемку, - на экзамене по достаточно субъективным показателям”. И дальше: „Сложилась противоречивая ситуация: общество требует коренных изменений в высшей школе на лучшие, преподаватели на конференциях и в научных трудах, государственные органы в соответствующих постановлениях — тоже за изменения в учебном процессе на базе активизации СРС и индивидуализации обучения, а ощутимого улучшения нет”.
С одной стороны, проблемам совершенствования СРС уделяется немало внимания, а с другой, она, как и ранее, рассматривается по большей части в рамках традиционной учебы.
Очевидным является то, что СРС не стала, да и не может стать, надежной
базой обновления учебного процесса в рамках действующей методики обучения. Теперешняя методика обучения в учебных заведениях вычерпала все свои возможности — ее уже нельзя ни усовершенствовать, ни обновить. Остается одно — заменить эту методику на альтернативную.
Поиски новых методов уже начались. Так, А.Н. Алексюк не только резко критикует организацию обучения в ВУЗе за авторитаризм, но и предлагает экспериментально проработанный и проверенный педагогическим опытом один из возможных вариантов организации СРС в условиях модульно-тьюторской системы. Эта система вносит такие изменения в организационные действия педагогического процесса в высшей школе, которые обеспечивают существенную его демократизацию и создают условия для действительной смены роли студента в обучении, превращая его из объекта в субъект этого процесса.
Интересный вариант системы обучения предлагает В. Сластёнин, который он назвал субъектно-смысловым обучением. Методика этого вида обучения предусматривает установление личностных отношений, и преподаватель не столько учит, сколько стимулирует самостоятельную работу студента, создавая условия для его самодвижения. „Эффективность методики существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей своей многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания”.
Педагогическая методика выступает как способ достижения наилучшего результата с помощью различных средств и приемов. Их совокупность, педагогически обоснованным, методически обдуманным сочетанием составляют авторскую методику. Особенность преподавателя, его культура, профессионализм — это условия эффективного использования любой образовательной методики.
Именно на этом акцентирует внимание Б.И. Коротяев, предлагая методики, которые он назвал гибкими. В этих методиках главный ценный ориентир ВУЗа — личность студента. ВУЗ дает возможность студенту самому выбирать предложенные альтернативы на отдельных этапах обучения. Ученики и последователи Б.И. Коротяева (В. Андросюк, О. Гохберг, О. Кошелев, В. Сёмин) продолжают разработку этого направления.
Привлекают к себе внимание методы сотрудничества (Ш. Амонашвили, И. Первин, В. Дьяченко, Е. Ильин), которые реализуют равенство в субъект-субъективных отношениях. Студент и преподаватель вместе выбирают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.
По типу методов, в которых студент является субъектом обучения, можно отнести индивидуально-диференцованный, в котором обучение базируется на достигнутых результатах (В.К. Буряк, Л.В. Кондрашова). Профессионально ценные индивидуальные особенности не столько проявляются, сколько формируются в педагогически целесообразной деятельности студентов .
Актуально о образовании:
Исследование составляющей когнитивного развития учеников –
мышления и его связей с учебными достижениями по математике
С целью установления связей между характеристиками мышления и учебными достижениями по математике было проведено исследование в ОМК. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2011 года, в котором были задействованы учащиеся 7-го класса (всего 13 человек). Исследование проводилось в двух направлен ...
Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными
детьми»
Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который ...
Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии
Постановка этой проблемы в отечественной педагогике и психологии принципиально отлична. Как по своей социальной целенаправленности, так и по диалектико-материалистическому пониманию процессов развития личности ребенка. В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и раз ...