Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике

Страница 1

Самостоятельная работа студентов не является новым явлением в высшей школе. Более того, как определяет исследовательница СРС О.В. Рогова, „проблема совершенствования организации самостоятельной работы всегда была в центре внимания педагогической науки и вузовской практики”.

Все исследователи педагогики высшей школы в какой-то степени рассматривали этот вопрос. Вместе с тем, как отмечает известный педагог А.Н. Алексюк, в рамках традиционной лекционно-семинарского обучения самостоятельная работа студентов не стала „реальной основой учебного процессса в студенческой аудитории”. „Пока что, пишет другой известный специалист этой проблемы В.А. Козаков, - учебный процесс похож на производственный в пределах плановой экономики, где студенты выполняют задания руководителей-преподавателей по соответствующим учебным планам, а выполнение плана контролируется в каждом полугодии способом, похожим на госприемку, - на экзамене по достаточно субъективным показателям”. И дальше: „Сложилась противоречивая ситуация: общество требует коренных изменений в высшей школе на лучшие, преподаватели на конференциях и в научных трудах, государственные органы в соответствующих постановлениях — тоже за изменения в учебном процессе на базе активизации СРС и индивидуализации обучения, а ощутимого улучшения нет”.

С одной стороны, проблемам совершенствования СРС уделяется немало внимания, а с другой, она, как и ранее, рассматривается по большей части в рамках традиционной учебы.

Очевидным является то, что СРС не стала, да и не может стать, надежной

базой обновления учебного процесса в рамках действующей методики обучения. Теперешняя методика обучения в учебных заведениях вычерпала все свои возможности — ее уже нельзя ни усовершенствовать, ни обновить. Остается одно — заменить эту методику на альтернативную.

Поиски новых методов уже начались. Так, А.Н. Алексюк не только резко критикует организацию обучения в ВУЗе за авторитаризм, но и предлагает экспериментально проработанный и проверенный педагогическим опытом один из возможных вариантов организации СРС в условиях модульно-тьюторской системы. Эта система вносит такие изменения в организационные действия педагогического процесса в высшей школе, которые обеспечивают существенную его демократизацию и создают условия для действительной смены роли студента в обучении, превращая его из объекта в субъект этого процесса.

Интересный вариант системы обучения предлагает В. Сластёнин, который он назвал субъектно-смысловым обучением. Методика этого вида обучения предусматривает установление личностных отношений, и преподаватель не столько учит, сколько стимулирует самостоятельную работу студента, создавая условия для его самодвижения. „Эффективность методики существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей своей многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания”.

Педагогическая методика выступает как способ достижения наилучшего результата с помощью различных средств и приемов. Их совокупность, педагогически обоснованным, методически обдуманным сочетанием составляют авторскую методику. Особенность преподавателя, его культура, профессионализм — это условия эффективного использования любой образовательной методики.

Именно на этом акцентирует внимание Б.И. Коротяев, предлагая методики, которые он назвал гибкими. В этих методиках главный ценный ориентир ВУЗа — личность студента. ВУЗ дает возможность студенту самому выбирать предложенные альтернативы на отдельных этапах обучения. Ученики и последователи Б.И. Коротяева (В. Андросюк, О. Гохберг, О. Кошелев, В. Сёмин) продолжают разработку этого направления.

Привлекают к себе внимание методы сотрудничества (Ш. Амонашвили, И. Первин, В. Дьяченко, Е. Ильин), которые реализуют равенство в субъект-субъективных отношениях. Студент и преподаватель вместе выбирают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.

По типу методов, в которых студент является субъектом обучения, можно отнести индивидуально-диференцованный, в котором обучение базируется на достигнутых результатах (В.К. Буряк, Л.В. Кондрашова). Профессионально ценные индивидуальные особенности не столько проявляются, сколько формируются в педагогически целесообразной деятельности студентов .

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Методическая разработка внеклассного мероприятия урока-конференции на тему «Первый шаг человека в космос»
Цель: воспитание патриотизма, гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны расширение кругозора учащихся, формирование мировоззрения учащихся, формирование творческих способностей и навыков индивидуальной работы. Он сказал: «Поехали!» Он взмахнул рукой… Ход мероприятия Уче ...

Формирующая работа навыков общения
Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу») ...

Направления и формы кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
Физическое воспитание в ДОУ, учитывая основные задачи по их реализации осуществляется через: -Разработку и апробацию диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности. -Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru