Структура процесса творческой деятельности

Страница 1

Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы.

Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц описал свои собственные научные открытия в виде трех последовательных стадий (рис. 1.1). Гельмгольц назвал первую стадию научного исследования Насыщением, вторую стадию, стадию раздумий - Вынашиванием, а третью стадию, стадию внезапного решения, - Озарением.

Насыщение

Вынашивание

Озарение

Рис. 1.1. Концепция творчества по Гельмгольцу

Великий французский математик Анри Пуанкаре в 1908 г. предложил дополнить три стадии Гельмгольца четвертой, Верификацией. Пуанкаре описал стадию Верификации как придание решению конкретной формы и проверку его на наличие ошибок и на полезность (рис. 1.2).

1

2

3

4

Насыщение

Вынашивание

Озарение

Верификация

Рис. 1.2. Концепция творчества по Пуанкаре

Затем, в начале 1960-х гг., американский психолог Джейкоб Гетцельс внес важную идею о стадии, которая предшествует гельмгольцевой стадии Насыщения - предварительной стадии Отыскания или Формулирования (рис. 1.3). Гетцельс указал на то, что творчество - это не только решение проблем, которые уже существуют или постоянно возникают в жизни людей. Творческие личности зачастую активно ищут и открывают подлежащие решению проблемы, которых до них никто даже не замечал, задавать продуктивные вопросы - само по себе акт творчества. Другой американский психолог Джордж Неллер назвал предварительную стадию Гетцельса Первым инсайтом - этот термин охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов).

1

2

3

4

5

Первый инсайт

Насыщение

Вынашивание

Озарение

Верификация

Рис. 1.3. Концепция творчества по Гетцельсу

Таким образом, у нас имеется приблизительная структура пяти стадий творческого процесса: 1) Первый инсайт; 2) Насыщение; 3) Вынашивание; 4) Озарение; 5) Верификация (рис. 1.3). Эти стадии с течением времени переходят одна в другую. Каждая стадия может занимать разные промежутки времени, и эти временные отрезки могут неограниченно варьироваться. Только стадия Озарения, судя по свидетельствам, почти во всех случаях коротка - вспышка света, озаряющая объект. За исключением Озарения, которое всегда кратковременно, каждая стадия может занимать самые разные промежутки времени. Кроме того, некоторые творческие проекты могут требовать повторения цикла стадий.

В механизме творческой деятельности высока роль и сознания, и подсознания. Подсознание под влиянием различных жизненных впечатлений в.процессе художественного творчества порождает множество вариантов решения проблемы, после чего отработанный и организованный образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется результатом, обрабатывается. «Выживают», пройдя этот процесс, лишь прекрасные, истинные образы и идеи. Свою законченность образы и идеи получают в конкретном художественном произведении. Общим в выделенных чертах творческой деятельности является то, что нельзя создать предварительных жестких схем такой деятельности.

Необходимо учитывать систему мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка, например, запросы потребителя, иногда не совпадающие с потребностями, самого художника, и множество других. Однако главный, доминирующий мотив этой деятельности - стремление художника выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. При этом он может испытывать чувства самого разного качества и уровня: удивление, восхищение, восторг или боль, негодование и т.п.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Роль математики в формировании пространственного мышления учащихся основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru