Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы.
Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц описал свои собственные научные открытия в виде трех последовательных стадий (рис. 1.1). Гельмгольц назвал первую стадию научного исследования Насыщением, вторую стадию, стадию раздумий - Вынашиванием, а третью стадию, стадию внезапного решения, - Озарением.
Насыщение |
Вынашивание |
Озарение |
Рис. 1.1. Концепция творчества по Гельмгольцу
Великий французский математик Анри Пуанкаре в 1908 г. предложил дополнить три стадии Гельмгольца четвертой, Верификацией. Пуанкаре описал стадию Верификации как придание решению конкретной формы и проверку его на наличие ошибок и на полезность (рис. 1.2).
1 |
2 |
3 |
4 |
Насыщение |
Вынашивание |
Озарение |
Верификация |
Рис. 1.2. Концепция творчества по Пуанкаре
Затем, в начале 1960-х гг., американский психолог Джейкоб Гетцельс внес важную идею о стадии, которая предшествует гельмгольцевой стадии Насыщения - предварительной стадии Отыскания или Формулирования (рис. 1.3). Гетцельс указал на то, что творчество - это не только решение проблем, которые уже существуют или постоянно возникают в жизни людей. Творческие личности зачастую активно ищут и открывают подлежащие решению проблемы, которых до них никто даже не замечал, задавать продуктивные вопросы - само по себе акт творчества. Другой американский психолог Джордж Неллер назвал предварительную стадию Гетцельса Первым инсайтом - этот термин охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первый инсайт |
Насыщение |
Вынашивание |
Озарение |
Верификация |
Рис. 1.3. Концепция творчества по Гетцельсу
Таким образом, у нас имеется приблизительная структура пяти стадий творческого процесса: 1) Первый инсайт; 2) Насыщение; 3) Вынашивание; 4) Озарение; 5) Верификация (рис. 1.3). Эти стадии с течением времени переходят одна в другую. Каждая стадия может занимать разные промежутки времени, и эти временные отрезки могут неограниченно варьироваться. Только стадия Озарения, судя по свидетельствам, почти во всех случаях коротка - вспышка света, озаряющая объект. За исключением Озарения, которое всегда кратковременно, каждая стадия может занимать самые разные промежутки времени. Кроме того, некоторые творческие проекты могут требовать повторения цикла стадий.
В механизме творческой деятельности высока роль и сознания, и подсознания. Подсознание под влиянием различных жизненных впечатлений в.процессе художественного творчества порождает множество вариантов решения проблемы, после чего отработанный и организованный образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется результатом, обрабатывается. «Выживают», пройдя этот процесс, лишь прекрасные, истинные образы и идеи. Свою законченность образы и идеи получают в конкретном художественном произведении. Общим в выделенных чертах творческой деятельности является то, что нельзя создать предварительных жестких схем такой деятельности.
Необходимо учитывать систему мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка, например, запросы потребителя, иногда не совпадающие с потребностями, самого художника, и множество других. Однако главный, доминирующий мотив этой деятельности - стремление художника выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. При этом он может испытывать чувства самого разного качества и уровня: удивление, восхищение, восторг или боль, негодование и т.п.
Актуально о образовании:
Качественные и расчетные
задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...
Формирование самостоятельности у младших школьников
Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных форм, средств, путей и методов сформировать у младших школьников самостоятельность. Работа осуществлялась в несколько этапов. Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками предполагают разу ...
Сравнение эффективности уроков проводимых в
классической форме и уроков на основе модульной технологии в 9 "А"
классе СШ №40 в 2011–2012 учебном году
Отдельные уроки по химии проводились в двух девятых классах в течение учебного года. В одном классе уроки проводились по модульной технологии, а во втором в классической форме, для того чтобы выявить эффективность двух используемых технологий преподавания. В 9 "А" классе СШ №40 в 2011–201 ...