Таблица 2.3
Динамика изменения уровня самостоятельности студентов по дисциплине «ТЭ автомобилей»
|
Количество студентов академической группы |
Уровень самостоятельности | |||
|
Ι |
ΙΙ |
ΙΙΙ |
ΙV | |
|
Экспериментальная (Э) - 24 |
10→6 |
11→7 |
3→9 |
0→2 |
|
Контрольная (К) - 18 |
14→12 |
3→2 |
1→4 |
─ |
В первой группе с низким уровнем самостоятельности количество студентов уменьшилось, так как часть студентов перешла на другой уровень самостоятельности. Во второй группе, имеющей средний уровень, также снизилась численность студентов с учетом пополнения студентами с первой группы. За счет снижения численности студентов с низким и средним уровнями резко увеличилась численность студентов третьей группы с достаточным уровнем самостоятельности. Два студента перешли в четвертую группу с высоким уровнем. Эти студенты старались самостоятельно доказывать и отстаивать свои взгляды, самостоятельно решали сложные творческие задачи, применяли знания, умения и навыки в новых нестандартных ситуациях. Но не всем студентам экспериментальной группы удалось повысить уровень самостоятельности (58,3%). Достаточно много студентов осталось на низком и среднем уровнях самостоятельности: в Ι-й группе - 25%, во ΙΙ-й группе – 29,2%. Но несмотря на это в каждой группе состоялись заметные изменения в объединении их индивидуальных особенностей. То, что не удалось повысить уровень самостоятельности определенной части студентов экспериментальной группы (Э), можно объяснить так: экспериментальная работа проводилась только на занятиях по ТЭ автомобилей с частотой всего 6 часов в неделю, а это не могло не сказаться на результатах обучения. Вместе с тем есть все основания считать, что преимущество организации дифференцированной самостоятельной работы студентов очевидная, так как заметно увеличилась численность студентов в третьей и четвертой группах. Подтверждением этому есть тот факт, что 13 студентов контрольной группы или 72,2% от общего количества по окончанию изучения тем по дисциплине остались на том же уровне познавательной самостоятельности. Смогли повысить свой уровень лишь несколько студентов. Из них только трое попали в третью группу по сравнению с экспериментальной академической группой.
Сравнивая результаты контрольной (Рис. 2) и экспериментальной групп (Рис. 3), можно увидеть, что средний балл после изучения тем составляет в контрольной группе -3,96, в экспериментальной - 4, 44. Разница 0,48 довольно значительная и свидетельствует в пользу дифференцированных самостоятельных работ.
По ходу эксперимента для выявления отношения к изучаемой дисциплине «ТЭ автомобилей» и самостоятельной работе проводился анализ анкеты (Приложение А). Добросовестное отношение является одним из факторов успешности изучения не только данной дисциплины, но и других дисциплин. Проанализировав анкеты контрольной и экспериментальной групп, мы можем сделать вывод, что несколько студентов контрольной группы отвечали на вопрос не совсем откровенно, так как сначала избирали один вариант ответа, зачеркивали его и избирали тот вариант, который бы, по их мнению, понравился преподавателю. Например, на вопрос «Хотели бы Вы посещать занятие данного преподавателя?» студенты сначала избирали отрицательный ответ, а потом зачеркивали и давали утвердительный ответ. Были и такие, какие свои сомнения фиксировали на бумаге, но потом изменяли свое решение на положительное. Нас заинтересовали ответы одного и того же студента: «На занятии Я активный, внимательный, всегда хочу работать» — студент выбирает «Да», и в то же время он отвечает так: «Если преподаватель задает вопросы аудитории, я не задумываюсь над ними, не стараюсь мысленно ответить». Можно ли быть одновременно активным и деятельным на занятии, когда нет желания даже задуматься над вопросом преподавателя?
Актуально о образовании:
Школа в контексте развития культуры Вятского края
Школа, как социальный, культурный феномен на территории Вятского края, складывалась постепенно, в тесной связи с тем, что происходило в отечественной культуре, истории в целом. Что такое школа? Определений много. И если не ссылаться на древних, то это место, где происходит передача знаний от учител ...
Проблемное изложение материала
Проблемное изложение материала отличается от информативного метода изложения тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле сокращенно воспроизводит путь к доказательному познанию и открытию ...
Задачи на взвешивание и переливание
Данное занятие предлагается провести в виде практического занятия. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300мл, 400мл, ...