Отметим, что 40% студентов контрольной группы на занятиях отвлекаются на посторонние дела, а это означает, что на занятии по данному предмету им не интересно. Те же самые студенты отвечают, что они не возвращаются к самостоятельному изучению материала занятия, а это означает, что студенты не желают углублять знания, которые получили на занятии. Они даже не задают вопросов преподавателю, если им что-то не поняло. Возможно, такая незаинтересованность и низкая трудоспособность через их эмоциональное состояние. Этот вывод делается на основании ответов студентов: «На занятии я в подавленном состоянии, недовольный, хмурый». Таких студентов по нашим данным не меньше 60%, поэтому преподаватель должен организовать студента, чтобы его деятельность была активной и напряженной. Студент, который занят на занятиях и дома самостоятельной работой, привыкает к тому, что ему каждый раз не нужны указания преподавателя, что и как ему выполнять. Если студент будет смотреть на занятие как на шаг к овладению профессией, то он будет искать для себя средства, которые бы сделали его пребывание на занятии полезным и интересным. Этому оказывают содействие рабочая атмосфера, динамизм, возможность выбора, интерес к самостоятельной работе, сотрудничество. Пустое ожидание, скука делают учебный процесс невыносимым.
Хорошо известно, что активно включаться в любую деятельность, сознательно выполнять самостоятельные задачи помогает познавательный интерес, который делает деятельность интересной. Создание здоровой нравственно-психологической атмосферы оказывает содействие формированию положительного отношения к обучению. Возбудительная сила внешних действий определяется не столько их интенсивностью, сколько отношением личности к этим влияниям. При положительном отношении личности к внешним влияниям - сила их возрастает, при отрицательном – снижается как относительно отдельных внешних действий, так и ситуации в целом. Возникают дополнительные внешние препятствия, а потому студенты с отрицательным отношением к обучению вынуждены интенсивнее мобилизировать свои возможности, чтобы достичь поставленной цели, а наиболее слабые совсем прекращают работу.
Но каким бы не было расположение духа у студентов, преподавателю надо позаботиться, прежде всего, о создании атмосферы доверия и сотрудничества, воспринимать успехи студентов как свои собственные. Преподаватель должен уметь заинтересовать студента. Как только такой момент будет утрачен, то с течением времени привлечь внимание студентов к своему предмету будет все труднее. Есть студенты, которые имеют желание работать, добросовестно ведут конспекты, но не могут выделить главное в дисциплине. Часть студентов через свою стыдливость перед другими не обращаются за помощью к преподавателю, если им что-то непонятно. К таким студентам надо искать отдельный подход: предоставлять им рекомендации относительно самостоятельного изучения курса, готовить для них отдельные письменные задания и т.д. Но есть и такие студенты, которым кажется, что преподаватель уделяет им недостаточно внимания.
60% студентов контрольной группы отвечали на все вопросы одинаково: они активно участвуют в работе, умеют связать новый материал с изученным раннее, самостоятельно рассматривают материал и, вообще, с удовольствием изучают предмет. Если на самом деле это так, то почему же тогда такие слабые ответы на контрольных работах и низкие оценки?
Проведенный анализ результатов эксперимента показал:
• знания студентов экспериментальной группы были более полными и точными;
Актуально о образовании:
Современный урок и
психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические. К социально-педагогическим можно отнести ...
Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего
образования на современном этапе развития куль туры
По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности". Известно, что ...
Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Людмила Ивановна Солнцева в своих исследованиях отмечает, что наблюдение за детьми школьного возраста с нарушением зрения и анализ их психического развития, протекающего под активным воздействием внешней среды, показывают достаточно разнообразную и сложную картину психического статуса современного ...