Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 8

Отметим, что 40% студентов контрольной группы на занятиях отвлекаются на посторонние дела, а это означает, что на занятии по данному предмету им не интересно. Те же самые студенты отвечают, что они не возвращаются к самостоятельному изучению материала занятия, а это означает, что студенты не желают углублять знания, которые получили на занятии. Они даже не задают вопросов преподавателю, если им что-то не поняло. Возможно, такая незаинтересованность и низкая трудоспособность через их эмоциональное состояние. Этот вывод делается на основании ответов студентов: «На занятии я в подавленном состоянии, недовольный, хмурый». Таких студентов по нашим данным не меньше 60%, поэтому преподаватель должен организовать студента, чтобы его деятельность была активной и напряженной. Студент, который занят на занятиях и дома самостоятельной работой, привыкает к тому, что ему каждый раз не нужны указания преподавателя, что и как ему выполнять. Если студент будет смотреть на занятие как на шаг к овладению профессией, то он будет искать для себя средства, которые бы сделали его пребывание на занятии полезным и интересным. Этому оказывают содействие рабочая атмосфера, динамизм, возможность выбора, интерес к самостоятельной работе, сотрудничество. Пустое ожидание, скука делают учебный процесс невыносимым.

Хорошо известно, что активно включаться в любую деятельность, сознательно выполнять самостоятельные задачи помогает познавательный интерес, который делает деятельность интересной. Создание здоровой нравственно-психологической атмосферы оказывает содействие формированию положительного отношения к обучению. Возбудительная сила внешних действий определяется не столько их интенсивностью, сколько отношением личности к этим влияниям. При положительном отношении личности к внешним влияниям - сила их возрастает, при отрицательном – снижается как относительно отдельных внешних действий, так и ситуации в целом. Возникают дополнительные внешние препятствия, а потому студенты с отрицательным отношением к обучению вынуждены интенсивнее мобилизировать свои возможности, чтобы достичь поставленной цели, а наиболее слабые совсем прекращают работу.

Но каким бы не было расположение духа у студентов, преподавателю надо позаботиться, прежде всего, о создании атмосферы доверия и сотрудничества, воспринимать успехи студентов как свои собственные. Преподаватель должен уметь заинтересовать студента. Как только такой момент будет утрачен, то с течением времени привлечь внимание студентов к своему предмету будет все труднее. Есть студенты, которые имеют желание работать, добросовестно ведут конспекты, но не могут выделить главное в дисциплине. Часть студентов через свою стыдливость перед другими не обращаются за помощью к преподавателю, если им что-то непонятно. К таким студентам надо искать отдельный подход: предоставлять им рекомендации относительно самостоятельного изучения курса, готовить для них отдельные письменные задания и т.д. Но есть и такие студенты, которым кажется, что преподаватель уделяет им недостаточно внимания.

60% студентов контрольной группы отвечали на все вопросы одинаково: они активно участвуют в работе, умеют связать новый материал с изученным раннее, самостоятельно рассматривают материал и, вообще, с удовольствием изучают предмет. Если на самом деле это так, то почему же тогда такие слабые ответы на контрольных работах и низкие оценки?

Проведенный анализ результатов эксперимента показал:

• знания студентов экспериментальной группы были более полными и точными;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Научно теоретические основы исследования
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на о ...

Российское образование в конце XIX - начале XX века
С начала 70-х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходс ...

Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru