Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 15

Одновременно с интенсивностью и стойкостью уровня домогательства стоит «цена» в виде затрат времени, целеустремленности, черновой работы, отказа от случайных увлечений, какую студент готов «заплатить», чтобы как личность, как специалист осуществить и выполнить задуманное.

В эксперименте была постоянная опора преподавателя на моральный потенциал студента и его побуждения, стимулирование его чести, достоинства, познавательной активности. Вместе с тем эксперимент показал такую деталь - чем больше активность студент проявлял на этапах постановки задания, тем активнее он был на всех этапах его выполнения, независимо от того, к какой группе уровня самостоятельности он принадлежал.

В экспериментальной группе самостоятельная работа в объединении с личностным подходом значительно больше, чем традиционное обучение, оказывает содействие усвоению разных видов деятельности - инновационной, саморазвития. Именно в условиях такого обучения студент становится субъектом своего образования, он сам ставит цели и планирует их достижение, превращаясь постепенно в активного и творческого субъекта собственного развития. Обучение в контрольной группе в большей мере формирует эмпирический, рецептурный подход в попытках выполнить самостоятельные задания.

Чтобы студент стал главным участником своего создания и ощущал удовлетворение от возрастания, от преодоления трудности и самого себя, он из первых дней обучения должен получить представление о том, что он может знать и уметь и какие для этого у него есть возможности. Причем эта работа должна начинаться уже на начальных этапах обучения и осуществляться вдоль всего термина обучения. Создает и строит человека только сам человек, и никакая внешняя сила не в состоянии изменить человека без участия его внутренней силы - желания, потребности, воли. Питать и подкармливать это желание, беспрерывно закрепляя и развивая его - это и есть организация всего учебного процесса в учебном заведении.

К сожалению, созданная и действующая ныне учебная среда такова, что она вместо культивирования такого чувства не только не учитывает в полной мере элементы учебной среды, а сдерживает, ограничивает реализацию имеющихся возможностей студентов, не давая им никакого выбора, лишая их права на ошибки, на осознание и преодоление себя.

Самостоятельные работы, выполненные студентами на протяжении семестра, в том числе восемь контрольных работ, беседы, консультации с большим процентом достоверности судят не только о прочности, глубине и полноте знаний студентов, но и о сдвиге в уровнях их познавательной самостоятельности. Полученные результаты эксперимента отображает таблица 2.6.

Таблица 2.6

Динамика изменений уровня самостоятельности студентов в течение семестра

Академическая группа

Количество студентов в группе

Уровень самостоятельности

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

Экспериментальная (Э)

24

6→3

7→6

9→12

2→3

Контрольная (К)

18

12→4

2→8

4→5

0→1

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16


Актуально о образовании:

Основные показатели и условия развития пространственного мышления
В нашем исследовании важную роль играет оценка показателей развития пространственных представлений. Для выделения показателей развития пространственных представлений обратимся к психолого-педагогической литературе. Так, например, И.С. Якиманская выделяет такие показатели развития пространственных п ...

Болонский процесс и его краткая история
Одной из предпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательное пространство является введение в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией. Болонская декларация ввела понятие так называемого Болонского процесса. Именно Болонский ...

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru