Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 14

Самооценивание содержит в себе не только оценку работы, но и скрытую или открытую оценку партнера, которая нередко определяет характер их взаимодействия. Этот факт в особенности важный в формировании профессиональных качеств студента, поскольку его не просто оценивают, а учат справедливо и объективно оценивать других. Сформированный стиль работы будущие педагоги потом перенесут в аудиторию.

В ходе эксперимента студентам напоминалось о том, что при самооценке и при оценке работы однокурсника по группе они приобретают важные профессиональные умения. Именно оценка нередко выступает причиной напряжения и даже конфликтов в ученической среде.

Вместе с тем мы отмечаем, что в экспериментальной группе студенты оценивают знания более объективно. Их самооценка значительно более близка к оценке однокурсников, чем к оценке преподавателей, а это можно объяснить тем, что преподаватель, имея больший опыт, профессионально оценивает знания студентов.

Следует отметить, что студенты экспериментальной группы проявляли заинтересованность к результатам самостоятельной работы, а студенты контрольной группы были к ним более равнодушными. Это приводило к тому, что допущенные ошибки студенты экспериментальной группы в следующих роботах исправляли, а в контрольной группе нередко повторяли снова. Мы это объясняем тем, что работа в контрольной и экспериментальной группах происходила в разном режиме.

Во время эксперимента было подмечено, что далеко не все студенты работают в полной мере своих возможностей. Некоторые из них могли бы получить больше зачетных единиц, но они избирали более легкий вариант работы. Мы отмечали и такие факты, когда студенты работали напряженно только с целью получения большего количества зачетных единиц. У них не было четкой заинтересованности предметом или большого желания работать с первоисточниками.

Студенты с низким уровнем самостоятельности даже на индивидуальных занятиях чувствовали себя неуверенно. Они старались припомнить материал, а не осуществлять анализ фактов, которые были в их распоряжении.

Мы встречались с фактами, когда студент, не имея достаточных знаний и заметно отличаясь от других смог ответственно подойти к обучению. После этого он начинал быстро овладевать умениями и навыками, и в скором времени опережал многих на пути к мастерству. Эксперимент показал, что студенты между собою отличаются учебной активностью: именно это отличие влияло на их успехи больше, чем любое другое. Нередко не очень подготовленный, но более активный студент смог преодолеть трудности и хорошо учиться. И в то же время неплохо подготовленный студент, но слишком пассивный, начинал отставать и вскоре оказывался в группе с низким уровнем познавательной самостоятельности. Поэтому очень важно было создать такую нравственно-психологическую атмосферу, которая бы оказывала содействие формированию положительного отношения к обучению. Возбудительная сила внешних действий определяется не только их интенсивностью, но и отношением личности к этим влияниям. При положительном отношении личности к внешним влияниям - сила их возрастает, при отрицательном – снижается как относительно отдельных внешних воздействий, так и ситуации в целом. Возникают дополнительные внешние препятствия, а потому студенты с отрицательным отношением к обучению вынуждены интенсивнее мобилизовать свои возможности, чтобы достичь поставленной цели, а наиболее слабые не могли справиться с задачей.

В науке есть такое понятие - «уровень домогательства», что всегда в значительной мере определяет собственную границу труда, которую позволяет себе студент. С этим же непосредственно связанно и то, какую вершину он желает и может покорить собственной деятельностью и до какого уровня домогательства может достигнуть в своем профессиональном развитии.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16


Актуально о образовании:

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...

Структура педагогических способностей
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Сначала коротко рассмотрим некоторые аспе ...

Качества личности творческого педагога
В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru