Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 12

и IVгруппам, это не характерно, а проявляется чаще у студентов II

и в особенности І

группы. Вместе с тем это обстоятельство не может определить тех студентов, которые знают или не знают материал. По правильному ответу может быть простое списывание.

Итак, есть основания говорить о первом компоненте учебной среды, которая довольно четко проявилась в эксперименте - это содержание деятельности студента и технология его осуществление.

В ходе эксперимента стало целиком понятно, что задания репродуктивного характера не только затрудняют выявление глубины знаний, а чаще всего, преподаватель вообще лишен такой возможности. При выполнении таких задач не учитываются (и учесть почти невозможно) индивидуальные особенности студентов, с другой стороны, - преподаватель не может предоставлять индивидуальную консультацию отдельным студентам, поскольку от них не требуется творческого подхода к их выполнению. Особенность же творческих задач состоит в их направленности на конкретного студента, так как выполнение таких заданий выступает как средство его изменения за счет усвоения определенных знаний и способов действия.

Во время выполнения самостоятельных работ нужно учитывать многовариантность и многоаспектность связей и отношений, в которые попадает студент. В частности возникает потребность дать ответ на вопрос: А ли не являются полученные результаты следствием каких-то других причин, кроме тех, которые мы учитывали? А, возможно, и наоборот: полученные данные оказались в результате действия нескольких причин одновременно, а мы не все их учли. Бывает и преувеличение значимости какого-либо одного фактора над другим. Конечно, во время эксперимента тяжело учесть все обстоятельства, условия, факторы, которые возникают во время выполнения самостоятельных работ студентов, вливая на конечный результат. При личностном подходе вопрос о некорректности полученных результатов отвечает сам по себе, ведь в каждом случае максимально учитывается субъектный опыт студента. Безусловно, все студенты отличаются своими стартовыми возможностями, имея разный субъектный опыт и разный уровень познавательной самостоятельности. Но эксперимент показал, что студент при любых условиях имеют внутренние резервы обогащения собственного опыта, а значит, и для наращивания своих учебных возможностей, в частности, и для роста уровня самостоятельности. Итак, каждый студент объективно требует создания определенных условий, благоприятных для его личностного роста; это саморазвитие и самореализация достигается за счет выполнения заданий разных по сложности, в частности и таких, которые выходят за пределы достигнутого уровня самостоятельности.

Таким образом, второй элемент учебной среды - условия, в которых происходит самостоятельная деятельность. Неотъемлемой слоговой эксперимента были самоконтроль и самооценка. Есть все основания утверждать, что они выступают как действенное средство стимулирования самостоятельной работы студентов. Кроме того, оценивание было открытым и прозрачным - студент сам давал оценку своей работе и своему однокурснику по группе. Исходя из того, что это дало довольно высокие результаты, считать основанием для введения во время оценивания самостоятельной работы принципа открытости и прозрачности. Самоконтроль и самооценка приучает саморегулировать свою деятельность, разрешает избавиться от амбициозности, мучительной реакции на критику и замечания, уметь адекватно реагировать на оценку.

Одним из заданий для каждого студента было оценивание своей работы. Эти результаты сравнивались с оценкой преподавателя. В случае расхождений студент и преподаватель всегда аргументировали свою позицию.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru