Организация дифференцированной самостоятельной работы

Страница 6

Настоящая самостоятельность стала возможной за счет овладения совокупностью приемов, которые позволяли сравнивать, сопоставлять понятия, классифицировать, составлять план, выделять главное. Большинство студентов III группы самостоятельно выполняли поставленные задачи.

Например, без помощи преподавателя самостоятельно принимали решение, где искать ответ на вопрос и о чем им говорить в докладе. Студенты отличаются своей учебной активностью, и это отличие влияет на их успехи больше, чем индивидуальные качества. В экспериментальной группе были студенты не очень подготовлены, но благодаря своей активности легко «схватывали» материал и поэтому за работы получали невысокие зачетные единицы, но набрали их количеством. В то же время неплохо подготовленные и хорошо развитые студенты, работая от случая к случаю, начинали отставать и постепенно оказывались в группе с низким уровнем самостоятельности.

Все студенты, на самом деле, разные: некоторым нужна подсказка в работе, другие начинали выполнять работу самостоятельно. Хорошо это видно по самостоятельной работе, где нужно было, используя опорные знания по устройству автомобиля и полученный опыт во время учебных практик по обслуживанию и ремонту автомобилей и демонтажно-монтажной, описать основные причины неисправностей, которые влияют на техническое состояние автомобилей. Например:

Используя полученный опыт на учебной демонтажно-монтажной практике по разборке-сборке приборов газобаллонной установки для сжатых газов и методы ее диагностирования, опишите основные неисправности газового двухступенчатого редуктора низкого давления, способы их устранения (заменой деталей или восстановлением технического состояния детали), проанализируйте причины возникновения. Некоторые студенты описывали неисправности не в определенной последовательности, не проанализировав их. Они не показали, каким, именно методом диагностирования, были обнаружены и устранены. Это касается студентов, которых мы относим к І и II группам.

Выполняя задание «Подберите необходимое оборудование для работ, выполняемых в отделении по ремонту газобаллонной аппаратуры» студенты ограничивались только перечнем основных стендов технологического оборудования, но они при выборе не учитывали вспомогательного. Такие ответы считались неточными. Или такой вопрос: «Как отличить газобаллонную установку, которая использует газ «Пропан-бутан» от установки, использующую природный газ?» Студенты просто ссылались на внешние признаки, а конкретных отличий они не называли. Поэтому в этом случае они получали низкие зачетные единицы.

Бывало и такое, когда студенты, выполняя задание, заменяли одни методы диагностирования другими. Зачеркивая написанное, они начинали снова ответ на тот же самый вопрос. Эти примеры показывают, как проявляется гибкость использования способов выполнения заданий.

Наблюдая за студентами в процессе их самостоятельной деятельности, мы заметили, что студенты III группы использовали более сложные задания, с которыми не могли справиться студенты других групп. Кроме сложных заданий студенты выполняли и более легкие, выбирая их самостоятельно.

Характерным качеством для студентов этой группы есть оригинальность, способность нестандартно ответить на вопрос. Деятельность приобретает вид гибкого и поискового характера с использованием широкого круга вокруг знаний, которые были усвоены в разное время.

В особенности впечатляющее изменение уровня самостоятельности студентов произошло после изучения нескольких тем по дисциплине «ТЭ автомобилей». Количественная характеристика изменений представлена в таблице 2.3. Цифры в первой колонке показывают количество студентов в каждой группе до эксперимента, а во второй — после. По результатам, приведенных в таблице, мы увидели, что уровень самостоятельности студентов изменился.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Актуально о образовании:

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Российское образование в Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система бы ...

Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования
Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог. В XIII томе его сочинений опублико ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru