Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 6

Этот прием используется чаще всего в детских садах и коррекционных школах, где учащиеся не могут мыслить абстрактно. Здесь учитель приносит на занятие реальные модели - игрушки, о которых идет речь в задаче.

Заметим, что реальная модель может быть создана не для любой задачи. Обычно этому препятствуют большие числовые значения. В таком случае, на подготовительном этапе изучения нового типа задачи решается аналогичная задача, лишенная названного недостатка. После того, как найдена идея решения, ее применяют к исходной задаче.

Таким образом, краткая запись является результатом фиксации проведенного анализа текста задачи. Она служит не только хорошей формой, организующей глубокий планомерный анализ задачи, но и неплохим средством для ее осознания, для ясного представления зависимостей между данными и искомыми, для облегчения поиска решения задачи.

Обучение учащихся составлению кратких записей задач невозможно без постановки обратных заданий, так как именно эти задания направлены на формирование умения учащихся читать эти записи. С этой целью следует предлагать младшим школьникам прочитать краткие записи некоторых задач. При выполнении подобных заданий у младших школьников формируются навыки перевода текста задачи заданной в виде схемы или таблицы, в словесный текст, где обобщаются связи данных и искомого.

Задача. Какова площадь поля, если

1 – на 324 га б., чем , или в 4 раза б., чем

2 –

3 – 256 га

Анализируя подобные записи, учащиеся осмысливают связи и данные задачи, переводят символические записи на словесный язык, запоминают вопрос и условие задачи.

3 этап. Поиск способа решения простой задачи.

Управление на уроке деятельностью учащихся с помощью вопросов является гибким методическим приемом. Вопросы дают возможность с наименьшей затратой времени вести самую разнообразную работу по развитию школьников: учить находить различие и сходство в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, мобилизовать прежний опыт и знания и т.д.

Для решения этих задач вопросы учителя должны соответствовать определенным требованиям:

они должны быть краткими и точными;

задаваться в логической последовательности, с постепенным возрастанием сложности;

не следует повторять вопроса до того, как школьники дадут ответ;

не нужно давать один и тот же вопрос в различных формулировках;

вопросы должны следовать принципу от общего к частному;

вопросы должны быть достаточно емкими для целостного восприятия, так как излишнее дробление изучаемого материала, разрушает его логическую целостность, а слишком обобщенные вопросы могут скрыть ту ситуацию, которая должна обсуждаться с учениками;

вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов (учитель может использовать вспомогательные, дополнительные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы;

если вопрос задается всему классу, то после того, как он прозвучит, должна быть пауза;

вопрос должен будить мысль учащихся, развивать их мышление, заставлять их задумываться и др.

Для этапа поиска решения простых задач предлагается следующая система вопросов:

отдаленно ориентирующий,

определенно направляющий,

наводящий,

подсказывающий.

Отдаленно ориентирующие вопросы - это вопросы, где выясняется учащимся выбор арифметического действия для решения простой сюжетной арифметической задачи. Например:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Актуально о образовании:

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а т ...

План-конспект урока химии с применением технологии модульного обучения
Тема: Кислоты Цель: Обобщение понятия о кислотах, изученных в предыдущих темах. Познакомиться с классификацией кислот и их взаимодействием с солями. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, производить расчеты по ним, осуществлять химический эксперимент. Методы: объяснение, беседа, ...

Биография Д.И. Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духов ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru