Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 6

Этот прием используется чаще всего в детских садах и коррекционных школах, где учащиеся не могут мыслить абстрактно. Здесь учитель приносит на занятие реальные модели - игрушки, о которых идет речь в задаче.

Заметим, что реальная модель может быть создана не для любой задачи. Обычно этому препятствуют большие числовые значения. В таком случае, на подготовительном этапе изучения нового типа задачи решается аналогичная задача, лишенная названного недостатка. После того, как найдена идея решения, ее применяют к исходной задаче.

Таким образом, краткая запись является результатом фиксации проведенного анализа текста задачи. Она служит не только хорошей формой, организующей глубокий планомерный анализ задачи, но и неплохим средством для ее осознания, для ясного представления зависимостей между данными и искомыми, для облегчения поиска решения задачи.

Обучение учащихся составлению кратких записей задач невозможно без постановки обратных заданий, так как именно эти задания направлены на формирование умения учащихся читать эти записи. С этой целью следует предлагать младшим школьникам прочитать краткие записи некоторых задач. При выполнении подобных заданий у младших школьников формируются навыки перевода текста задачи заданной в виде схемы или таблицы, в словесный текст, где обобщаются связи данных и искомого.

Задача. Какова площадь поля, если

1 – на 324 га б., чем , или в 4 раза б., чем

2 –

3 – 256 га

Анализируя подобные записи, учащиеся осмысливают связи и данные задачи, переводят символические записи на словесный язык, запоминают вопрос и условие задачи.

3 этап. Поиск способа решения простой задачи.

Управление на уроке деятельностью учащихся с помощью вопросов является гибким методическим приемом. Вопросы дают возможность с наименьшей затратой времени вести самую разнообразную работу по развитию школьников: учить находить различие и сходство в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, мобилизовать прежний опыт и знания и т.д.

Для решения этих задач вопросы учителя должны соответствовать определенным требованиям:

они должны быть краткими и точными;

задаваться в логической последовательности, с постепенным возрастанием сложности;

не следует повторять вопроса до того, как школьники дадут ответ;

не нужно давать один и тот же вопрос в различных формулировках;

вопросы должны следовать принципу от общего к частному;

вопросы должны быть достаточно емкими для целостного восприятия, так как излишнее дробление изучаемого материала, разрушает его логическую целостность, а слишком обобщенные вопросы могут скрыть ту ситуацию, которая должна обсуждаться с учениками;

вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов (учитель может использовать вспомогательные, дополнительные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы;

если вопрос задается всему классу, то после того, как он прозвучит, должна быть пауза;

вопрос должен будить мысль учащихся, развивать их мышление, заставлять их задумываться и др.

Для этапа поиска решения простых задач предлагается следующая система вопросов:

отдаленно ориентирующий,

определенно направляющий,

наводящий,

подсказывающий.

Отдаленно ориентирующие вопросы - это вопросы, где выясняется учащимся выбор арифметического действия для решения простой сюжетной арифметической задачи. Например:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Актуально о образовании:

Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...

Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необ ...

Объект и программа исследований
Объект 1: 10 классы средней школы №1 г.п. Корма. Эти классы были выбраны нами не случайно, т.к. они не специализированы по химии, разные по успеваемости. Работа в 10-х классах строится по программе средней школы 1999 г., и в соответствии с этой программой учащиеся в 10-х классах изучают неорганичес ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru