Общая наука о человеке как основа педагогики

Новое о образовании » Философские основы вальдорфской педагогики » Общая наука о человеке как основа педагогики

Страница 1

Все вальдорфские учителя перед началом работы в школе должны были пройти курс лекций "Общая наука о человеке как основа педагогики" о связи важнейших душевных функций человека с физиологическими процессами. "Эту книгу можно назвать сборником упражнений, научным текстом для медитации…" (последователь Штайнера, вальдорфский учитель Ф. Карлгрен.

В этом труде Штайнер продолжает развивать своё учение о реинкарнации и "высших существах". Эти знания необходимы вальдорфским педагогам для того, чтобы правильно осуществлять процесс воспитания: "Мы должны направлять взор на … рождение. Мы должны осознать, что человек долгое время развивается в период между смертью и новым рождением. Мы должны сознавать, что физическое бытие является продолжением духовного, что посредством воспитания мы продолжаем то, что делалось без нашего участия духовными существами. Наши воспитание и обучение получат правильную ориентацию только тогда, когда мы осознаем, что с детьми мы продолжаем делать то, что до их рождения делали высшие существа". И далее, объясняя мыслительные процессы с точки зрения антропософии: "Представление - это, прежде всего, образ того, что пережито нами до рождения. Вы не достигнете действительного понимания сути представления, если не уясните себе, что прожили жизнь до рождения. Для действительного познания уже само представление, думание является доказательством бытия до рождения, поскольку оно - образ этого бытия".

Представляя себе подобным образом строение человека, педагог должен соответствующим образом воздействовать на ребёнка: "Мы должны понимать, что человеческое существо действительно состоит из двух частей, и здесь внизу, на Земле, духо-душа соединяется с телесностью, с плотью". "Знание этого обстоятельства позволяет нам более тонко подойти к воспитанию. Нам нужно вначале понять данное человеческое существо антропологическо-антропософски". "Задача воспитания, в духовном смысле, заключается в том, чтобы правильным образом связать, согласовать между собой духо-душу с телом. Они должны находиться в гармонии, должны быть друг с другом согласованы, ибо вначале, когда ребенок рождается в физическом мире, они еще не подходят друг к другу". "Давая ребенку тот или иной учебный материал, мы должны понимать, что, действуя в одном направлении, мы более способствуем внедрению духо-души в физическое тело, а действуя иначе - внедрению телесности в область духо-души".

В этой работе Штайнер подчёркивает важность установления взаимосвязи между учителем и учениками: "Мы должны входить в классную комнату сознавая: здесь устанавливается духовная связь, здесь действуют не только слова, которыми я наставляю детей, и не просто умелое преподавание. Это лишь внешняя сторона дела, за которой, конечно, нужно тщательно следить, но и формальные действия мы будем выполнять неправильно, если не поставим во главу угла связь между наполняющими нас мыслями и теми процессами, что должны происходить в душе и теле ребенка во время занятий". Поэтому для штайнеровской педагогики так важно, что представляет собой педагог, и в каком душевном состоянии он входит в класс.

Во многих вальдорфских школах дети занимаются эвритмией. Эвритмия – "зримая речь" Карлгрен– искусство, которое было изобретено Штейнером. В её основе – исполнение стихов или музыки, сопровождающееся определёнными движениями. О её значении Штайнер писал: "Когда люди занимаются эвритмией, это способствует в жизни и эвритмистам, и зрителям; и те, и другие получают при этом нечто весьма существенное. У тех, кто сам является эвритмистом, благодаря эвритмическим движениям физический организм становится надлежащим приемным органом для духовного мира, поскольку движения хотят низойти из духовного мира. В известной мере эвритмисты становятся приемными органами для процессов духовного мира, подготавливая для этого свои тела. Для зрителей эвритмии то, что живет в движениях в отношении их астрального тела и Я ­ благодаря эвритмическим движениям в определенной степени интенсифицируется. Если бы вы смогли после эвритмического представления вдруг проснуться ночью, вы бы увидели, что в вас присутствует нечто в значительно большей степени, чем после сонаты, когда вы прослушали вечерний концерт . Это укрепляет душу, позволяя душе живым образом вживаться в сверхчувственное .

В очень многих работах Штайнер противопоставляет свою духовную науку, не пользующуюся, однако, никакими научными методами исследования и базирующуюся целиком на его "ясновидении", общепринятому естествознанию, считая как раз его несостоятельным, например: "Тот, кто сегодня возьмет в руки книгу, имеющую хоть какое-нибудь отношение к психологии, обнаружит, что в подобных сочинениях уже нет реального содержания… Создается впечатление, что психологи просто играют понятиями" . Или: "Вся абстрактная болтовня, которую мы встречаем сегодня в психологических книгах и в психологических объяснениях, исходящих от сегодняшней науки, … ­ не более чем документ о невежестве наших философов, ничего не знающих о действительной взаимосвязи душевного с телесным".

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
На основе изученной литературы, мною была составлена следующая анкета для воспитателей младшей группы детского сада по поводу сформированности умений у детей младшего дошкольного возраста в художественном творчестве. Анкета для воспитателей. На основе наблюдения оцените следующие умения по пятибалл ...

Дидактические игры детей средней возрастной группы
В этих играх дети упражняются в определении с помощью слуха, зрения, осязания свойств предметов, учатся сравнивать их по внешним признакам, группировать предметы (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя; одежда: белье, платья, пальто, шуба; головные уборы: шапка, панама, кепка). ...

Творческие находки учителей технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru