Методические условия эффективного формирования умений математической компетенции в аспекте решения текстовых задач младших школьников

Новое о образовании » Методические условия эффективного формирования умений математической компетенции в аспекте решения текстовых задач младших школьников

В современных условиях обучения, увеличение умственной нагрузки детей на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучаемому материалу, активность на протяжении всего урока. Принятие нового Государственного стандарта диктует необходимость нахождения и разработки новых приемов модернизации математического образования в школе.

Любить и интересоваться математикой, значит, умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения.

Начальный курс математики направлен на развитие логического мышления учащихся, следовательно, значительное место в этой системе занимают текстовые, сюжетные задачи. Текстовые задачи сюжетного характера являются важным средством иллюстрации и конкретизации учебного материала; развития познавательных процессов, овладение приемами умственной деятельности; воспитание волевых качеств, эстетических чувств; развития умения строить суждения, делать выводы; формирование у учащихся мотивации их учебной деятельности, интересов и способности к этой деятельности. Текстовые задачи, особенно практически ориентированные, обеспечивают связь математики с реальной жизнью ребенка, выявление учеником своей компетентности. Умение решать задачи является показателем обучаемости, способности к самостоятельной учебной деятельности.

Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения комплекса целевых задач: педагогической, учебной, дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи. Чтобы младшие школьники не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использования фронтальных, индивидуальных и групповых форм, методических приемов и методов проведения урока в целом, и решения текстовых задач, сюжетных. Вариативность методов обучения математике помогает учащимся глубже окунуться в тему, более осознанно усвоить учебный материал, научиться общаться с коллективом, развивать самостоятельность.

Решение текстовых, сюжетных задач - важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые, сюжетные задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Через решение задач младшие школьники знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

В обучении математике задачи выступают как цель и средство обучения. Этим определяется их место в процессе обучения математике. Задачи служат также основным дидактическим целям, формируют систему знаний, творческое мышление учащихся, способствуют развитию интеллекта и выполняют познавательную роль в обучении.

Педагогами и методистами признано, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития.

текстовая задача школьник умение

Изучение роли текстовых задач в обучении и воспитании издавна занимало видное место в исследованиях, посвященных методике обучения математике младших школьников. Это нашло отражение и развитие в работах многих современных методистов (Н.И. Моро, К.И. Нешков, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкая, Л.Н. Скаткин, Е.Н. Тальянова, П.М. Эрдниев и др.) и психологов (Н.А. Менчинская, Л.М. Фридман и др.).

Курс обучения младших школьников математике по программе М.И. Моро предполагает формирование у них ряда представлений и понятий, ознакомление учащихся с теоретическими фактами, формирование умений и отработку соответствующих умений и навыков применения теоретических знаний в решении задач и других математических операций . Задачей школьного курса математики является - научить применять теоретические знания на практике и уметь самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач и уметь применять общие подходы к их решению.

В.Н. Рудницкая в программе по математике для начальной школы важнейшей целью определяет создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

В ряде исследований (Л.М. Фридман, Г.Т. Зайцев, М.А. Бантова, Т.В. Бельтюкова) была предпринята попытка создать классификацию текстовых задач, т.к., по мнению исследователей, это позволило бы выявить особенности методики обучения решению задач каждого типа.Л.М. Фридманом на основе созданной им общей теории задач была предпринята попытка разработки логико-математической теории сюжетных задач.

В основе программы Н.Б. Истоминой лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, в процессе усвоения математического содержания . Именно перечисленные приемы умственной деятельности составляют основу деятельности, связанной с решением текстовых задач.

Современная педагогическая наука располагает совокупность средств для достижения конкретных поставленных дидактических задач. Еще на этапе планирования уроков учитель продумывает систему методов и приемов работы на уроке, сочетание коллективных, индивидуальных и групповых форм организации деятельности школьников, методику применения средств обучения, действие которых направлено на достижение триединой цели образования.

В настоящее время научная и методическая литература предлагает инновационные разработки уроков, применение ТСО, модели развивающего обучения, тренировочные пособия по математике, предназначенные для более эффективного обучения младших школьников. В связи с этим возникает необходимость изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта в обучении решению текстовых задач и на этой основе создание действенной методики и ее сопровождения.

В работах ученых недостаточно освещено выявление и содержание оптимальных методических условий формирования умений решать текстовые задачи, из этого вытекает актуальность нашего исследования.

Цель исследования: определить методические условия эффективного формирования умений математической компетенции в аспекте решения текстовых задач младших школьников.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

изучить состояние исследуемой проблемы формирования умений решать текстовые задачи;

выявить сущность формирования умений решать текстовые задачи младшими школьниками;

определить критерии, уровни сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи;

изучить методику использования различных методов и приемов организации деятельности учащихся на уроках математики при решении текстовых задач;

ознакомиться с опытом работы учителем-методистом начальных классов;

разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему заданий для диагностики уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками;

разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, направленные на формирование умений решать текстовые задачи, с использованием разнообразных форм, методов и приемов работы.

Объект исследования: процесс обучения математики, направленный на формирование умений решать текстовые задачи младшими школьниками.

Предмет исследования: приемы, формы, методы обучения математики, как методические условия формирования умений решать текстовые задачи младшими школьниками.

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

эмпирические: беседа; анкетирование; опрос учащихся, наблюдение, тестирование; моделирование; педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования: теоретически обоснована и экспериментально проверена система работы по формированию умений решать текстовые задачи в процессе обучения математики; систематизирована сущность понятия "текстовая задача", отобраны эффективные методы, приемы и формы для учащихся 2-х классов, выступающими, как методическими условиями решения текстовых задач; определены критерии и уровни сформированности у младших школьников умения решать текстовые задачи; дальнейшее развитие получила система работы по методике математики в начальной школе по выработке умений у младших школьников решать текстовые задачи, на основе которой был составлен комплекс методических рекомендаций для учителей начальных классов, способствующих повышению уровня сформированности у младших школьников умений решать текстовые задачи.

Практическая значимость работы заключается в:

том, что отобранные текстовые задачи сюжетного характера могут быть использованы учителями на уроках математики во 2-х классах; предложенные приемы и формы работы будут полезны на практических занятиях по МПМ в начальных классах;

разработке методических рекомендаций для учителей, форм и методических приемов организации и реализации системы работы направленной на формирование у младших школьников умений в решении текстовых задач;

конкретизированы оптимальные методические условия эффективного формирования математической компетентности на уроках математики.

Апробация результатов работы. Результаты исследования апробированы во время проведения 7-ми Всеукраинских конференций.

Публикации. По теме исследования опубликовано 7 статей, из них 2 статьи в изданиях ВАК Украины.


Актуально о образовании:

Сущность и функции эстетического сознания
В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма — содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармоническ ...

Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии
Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система». Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываютс ...

Факторы и причины, способствующие возникновению детской агрессивности
Исаев Д.Д и И.И. Журавлев в работе «Типологические модели поведения детей с различными формами девиантного поведения» к числу разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющего поведения, относят следующие факторы: Ø Индивидуальный фактор, действующий на уровне ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru