Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 2

1 этап: Анализ текста задачи.

1. Приемы работы учителя, направленные на формирование умения учащихся читать текст задачи.

В учебной практике наблюдаются ситуация, когда объясняющий пытается довести до сознания учащегося решение задачи, но на определенной ступени объяснения выясняется, что школьник забыл содержание задачи, а поэтому все усилия были напрасны. Чтобы исключить подобные ситуации, и ребенок "принял" задачу, то есть понял и приступил к ее математизации, необходимо, чтобы все слова из этой задачи ему были знакомы. Поэтому, принято перед чтением задачи проводить словарную и наглядно-образную работу, которая расширяет общий кругозор учащихся класса. На первом, пропедевтическом этапе изучения текстовых задач, при знакомстве с содержанием каждой задачи необходимо соблюдать следующие требования к ее чтению:

а) правильное прочтение слов, предложений;

б) правильная расстановка логических ударений.

Правильное слушание задачи тоже играет огромную роль в процессе обучения учащихся решению задач. Поэтому,

а) при первичном чтении, слушая задачу, ученик должен представить ситуацию (учитель должен помочь младшему школьнику в создании зрительного или слухового образов);

б) при повторном чтении школьник должен запомнить следующую информацию:

О чем задача?

Что в ней известно?

Что нужно найти?

в) при чтении задачи в третий раз ученику следует подумать:

Как связаны между собой числовые данные?

Каким отношением связано искомое с условием?

В процессе подготовки к уроку учитель должен тщательно продумать прием, которым в каждом отдельном случае он предложит учащимся задачу. Здесь имеют место два основных приема:

учитель наизусть говорит учащимся содержание задачи (этот прием обычно применяется при решении сложной задачи);

чтение задачи по учебнику учителем или учеником.

Если учитель сам читает задачу, то необходимо, чтобы учащиеся следили по учебнику за процессом чтения и на этом примере учились этому. Если задачу читает ученик, то учитель должен четко повторять за ним отдельные слова, оттеняя голосом те или другие соотношения между величинами, делая соответствующие указания.

2. Варианты организации работы учащихся над текстом задачи.

В процессе чтения текста задачи не все данные, входящие в условие, в равной степени привлекают внимание учащихся. Некоторые данные остаются незамеченными, другие выдвигаются на передний план. Задача учителя - помочь учащимся вчитаться в текст задачи, выделить главное в нем. Иногда в задаче какое-либо данное может быть, как бы, зашифровано. Например: "… выехали одновременно и ехали до встречи …".

Возможны различные варианты организации работы учащихся над текстом задачи. Во многом это зависит от того, умеют ли младшие школьники читать, знаком ли им тип задачи, как они владеют навыком анализа ее текста.

Учащихся необходимо научить проверять правильность формулировки текста задачи, поэтому время от времени им можно предлагать задачи типа: "На озере плавали 4 журавля, а гусей на 2 больше. Сколько гусей плавало?" или "Сережа сорвал с яблони 2 яблока, а Оля одно. Сколько яблок было на дереве?"

Специальная работа над текстом задачи по усвоению ее содержания включает:

изменение числовых данных задачи;

изменение сюжета задачи;

изменение сюжета и числовых данных задачи.

Например: "В мешке 20 кг крупы. После того, как из него наполнили несколько пакетов по 3 кг, в мешке осталось 5 кг. Сколько пакетов наполнили крупой?"

Изменится ли способ решения задачи, если не "из мешка наполнили", а "в мешок добавили"?

Как изменится способ решения, если пакеты наполнили по 5 кг? 2кг? 10 кг?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Межпредметные связи в процессе изучения химии
Отражение межпредметных связей и определение содержания в программах: а) для обычных классов без специализации – программа курса химии для 8-11 классов средней общеобразовательной школы – разработана в лаборатории химического образования Института общеобразовательной школы РАО – Москва “Просвещение ...

Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки
Последователь Штайнера, вальдорфский учитель Ф. Карлгрен подчёркивал, что для подхода к сложным задачам воспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе - к антропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал в различных населённых пунктах Германии в 19 ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru