Что неизвестно?
Ответ: "Неизвестно, сколько стоят нитки и ткань вместе?"
Что нужно знать, чтобы узнать, сколько стоят нитки и ткань вместе?
Ответ: Нужно знать стоимость ниток и стоимость ткани.
Что из этого известно?
Ответ: Все известно.
Задача 2. За 5 блокнотов заплатили столько же, сколько за 15 тетрадей. Цена тетради 7 рублей. Какова цена блокнота?
Анализ.1. Что нужно знать, чтобы определить цену блокнота?
Ответ: "Количество купленных блокнотов и их стоимость".
2. Что из этого известно?
Ответ: "Количество купленных блокнотов".
3. Что неизвестно?
Ответ: "Стоимость купленных блокнотов".
Что нужно знать, чтобы узнать стоимость купленных блокнотов?
Ответ: Стоимость тетрадей.
Что нужно знать, чтобы определить стоимость тетрадей?
Ответ: "Количество купленных тетрадей и их цену".
Что из этого известно?
Ответ: "Все известно".
Идея решения задачи найдена. Количество вопросов обусловлено содержанием задачи и способом ее решения.
Синтез - логическая операция установления связи между составными частями исследуемого объекта и изучения его как единого целого. При разборе задачи синтетическим методом ее разбор ведется от данных к вопросу:
Разберем задачу 2.
Синтез 1. Что можно определить, зная, что купили 15 тетрадей по цене 7 рублей?
Ответ: "Стоимость купленных тетрадей".
2. Что можно определить, зная, стоимость тетрадей и что за блокноты заплатили столько же.
Ответ: "Можно определить стоимость блокнотов".
3. Что можно определить, зная количество купленных блокнотов и их стоимость?
Ответ: "Цену блокнота".
4. Что спрашивалось в задаче?
Ответ: "Какова цена блокнота?"
5. Мы ответили на вопрос задачи?
Ответ: "Да, мы ответили на вопрос задачи".
Аналитико-синтетический метод сочетает элементы анализа и синтеза.
4 этап. Составление плана решения задачи.
Работа учащихся на этом этапе решения составной задачи заключается в ответах на вопросы учителя:
Что узнаем в первом действии?
Что узнаем во втором действии?
…?
Что требовалось найти в задаче?
Мы это нашли?
Если задача простая, то учитель ограничивается двумя последними вопросами.
5 этап. Запись решения задачи
Ель данного этапа: найти ответ на вопрос задачи.
Существуют следующие виды оформления записи решения задачи:
1) запись решения без пояснений;
2) запись решения с пояснениями;
3) запись решения при помощи вопросов;
4) запись решения одним выражением;
5) запись графического и геометрического решения в виде чертежа или рисунка без измерений или с измерениями.
Графическое решение может быть:
геометрическим, если оно основано на геометрических свойствах решения
негеометрическим, если свойства геометрических фигур не используются.
6) запись решения в виде таблицы.
В школьной практике чаще всего для записи простых задач применяются:
запись решения без пояснений;
запись решения выражением;
запись решения в виде рисунка.
6 этап. Получение ответа на вопрос задачи
Если не предусмотрена проверка задачи, то записывается ее ответ. Если же запланирована проверка решения задачи, то ответ на вопрос записывается после нее.
Формы ответа на вопрос задачи могут быть следующими:
построение развернутого истинного суждения вида: "Так как …, то можно сделать вывод, что …" (здесь формулируется ответ на вопрос задачи полным предложением в устной или письменной форме);
формулировка полного ответа на вопрос задачи без обосновывающей части (устно или письменно);
Актуально о образовании:
Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависим ...
Связь и различие эстетического и художественного воспитания и
образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...
Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности – основа
ее самосовершенствования
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Вследствие этого оценка ее чаще всего дается опосредованно – по результатам деятельности педагоги ...