Прием оформления краткой записи задачи в виде таблицы должен использоваться учителем в тех случаях, когда в задаче содержатся сведения об изменении трех взаимосвязанных величин.
Краткая запись задачи в виде чертежа.
Задача 1.
3
| , , |
2
| _| , |
?
Задача 2.
27
Сорока | _| _| _|
Ласточка | _|
40
Ворона | _| |
?
Чертеж особенно полезен при решении задач на движение (они являются самыми сложными для всех учащихся).
Краткая запись задачи в виде схемы.
Задача 1.
3
| |
2
| |
?
В отличие от чертежа, в схеме не соблюдается масштаб (например, отрезок, содержащий три единицы, может быть короче отрезка, предполагающего содержать две таких же единицы).
Краткая запись задачи в виде геометрической иллюстрации.
Задача1.
В. О О О
С. О О О О О
Предметы, о которых идет речь в задаче, можно изображать кружками, квадратами треугольниками, палочками и так далее.
Краткая запись задачи в виде рисунка.
Самое наглядное содержание текстовой задачи можно представить в виде рисунка или геометрической иллюстрации. В этом случае ответ на вопрос задачи можно получить пересчетом. Поэтому такое воссоздание условия задачи следует использовать за редким исключением - только в первом классе или при знакомстве с очень сложными понятиями, а также в работе со слабыми учащимися.
Такая запись чаще всего применяется в первом классе, когда учитель должен увидеть, как каждый ученик представляет себе ситуацию, о которой идет речь в задаче. Поэтому на начальном этапе обучения уроки математики содержат фрагменты уроков изобразительного искусства.
Выделим приемы обучения выполнению чертежей и рисунков по тексту задачи:
предъявление заданий, требующих выполнения соответствующего чертежа, рисунка;
чтение чертежа, рисунка, выполненного по тексту задачи;
составление задачи по чертежу или рисунку.
Выполненный чертеж или рисунок по тексту задачи позволяет фиксировать ход рассуждений при ее решении, а это способствует формированию общих подходов к решению задач. Поэтому к выполнению чертежей и рисунков предъявляются следующие требования:
они должны быть наглядными, четкими и соответствовать тексту задачи;
на них должны быть отражены, по возможности, все данные, входящие в условие задачи;
выделенные на них данные и искомые должны соответствовать условию задачи и общепринятым обозначениям.
Заметим, что в начальной школе большинство текстовых задач не требует выполнения рисунков или чертежей, но с целью эффективного формирования умений выполнять их по тексту задачи, нужны специальные задания. Формирование умения выполнять чертеж или рисунок к задаче будет успешным, если младшие школьники будут уметь читать чертеж задачи. Такая работа чаще всего проводится в форме устных упражнений. К ним относятся первые попытки составлять текст задачи по рисунку, а затем, по чертежу. В результате выполнения подобных упражнений у школьников формируются навыки по переводу рисунков (чертежей) на словесный текст. При этом учитель должен соблюдать разумную меру в использовании символов для краткой записи условия (скобок, стрелок и т.п.), так как это тоже язык, усвоение которого требует от учащихся затрат времени и сил.
Обучение должно выполнять развивающую функцию, поэтому материал должен преподаваться на высоком уровне сложности. Поэтому при изучении всех видов кратких записей задач, переход к более наглядному виду интерпретации условия текстовой задачи должен осуществляться только тогда, когда учащиеся испытывают трудности в поиске решения задачи.
Представление содержания задачи в виде реальных моделей.
Актуально о образовании:
Постановка
дидактических целей и методика подготовки урока по модульному обучению. Оценка
знаний учащихся
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать ...
Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности
Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд ...
Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача ре ...