Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 7

Каким действием ты будешь решать эту задачу?

Почему ты вобрал это действие?

Определенно-направляющие - это вопросы, помогающие школьнику выяснить, какие слова из условия задачи или ее вопроса указывают на выбор арифметического действия. Например:

Какие слова из условия задачи или ее вопроса указывают на выбор арифметического действия?

Если учащиеся еще не знакомы с терминами "условие задачи" и "вопрос задачи", то определенно-направляющий вопрос может звучать так:

Какие слова задачи помогают в выборе действия?

Отметим, что каждый следующий вопрос приносит успех тогда, когда ученик в результате проделанной умственной работы внутренне подготовился к новому направлению поиска и нужен только небольшой внешний "толчок" для направления мыслей. В любом случае, подсказка эффективна не перед решением проблемы, а после попыток ее решения. Из сказанного следует, что определенно-направляющий вопрос является в данной ситуации подсказкой и его следует задавать в случае, если ученик не может четко дать ответ на вопрос:

Почему ты выбрал это действие?

Если учащийся затрудняется дать ответ и на данный тип вопроса, то следующей подсказкой может быть наводящий вопрос.

Под наводящими вопросами понимаются вопросы, направленные на выяснение взаимосвязи определяющего слова из условия задачи или ее вопроса и отношения, с помощью которого может быть найден верный ответ на вопрос задачи. Например:

Уток стало больше или меньше после того, как три утки улетели?

Подсказывающие вопросы - это такие вопросы к учащимся, ответом на которые являются главные слова вопроса задачи. Например:

Если сложить два данных в условии задачи числа, то, что можно узнать, выполнив это действие?

Применение названных четырех типов вопросов на этапе поиска решения простой задачи поможет учителю приблизить мысли учащегося к правильному выбору арифметического действия в решении задачи.

3 этап. Поиск способа решения составной задачи.

Поиск способа решения задачи - это сложная интеллектуальная деятельность. Она начинается уже при анализе текста задачи и не заканчивается тогда, когда получен ответ, так как идея нового способа решения может придти много позже. Поиск решения составных задач качественно отличается от поиска решения простых задач, а значит и методика работы над составными задачами иная.

Если простые задачи легко классифицируются, то составных задач множество и единой классификации для них не существует. Поэтому методика работы над ними ориентирована на формирование у школьников общих методов поиска решения задачи. К этим методам относятся: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический.

Анализ - логический прим, состоящий в расчленении исследуемого объекта на составные элементы и исследовании каждого из них в отдельности.

При разборе задачи аналитическим методом происходит ее разбор от вопроса к данным:

Задача 1: Для уроков трудового обучения школа закупила нитки, ткань и ножницы. За нитки уплатили 20 руб., за ткань - 150 руб., а за ножницы на 30 руб. больше, чем за нитки и за ткань вместе. Сколько стоила вся покупка.

Анализ.

Что нужно знать, чтобы определить, сколько стоила вся покупка?

Ответ: "Нужно знать стоимость ниток, ткани и ножниц".

Что из этого известно?

Ответ: "Известно, сколько стоят нитки, и сколько стоит ткань".

Что из этого неизвестно?

Ответ: "Неизвестно, сколько стоят ножницы".

Что нужно знать, чтобы определить, сколько стоят ножницы?

Ответ: "Нужно знать, сколько стоят нитки и ткань вместе и на сколько больше стоят ножницы".

Что из этого известно?

Ответ: "Известно, на сколько больше стоят ножницы".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Актуально о образовании:

Основные центры современного общего классического образования
Средняя школа №1 города Советска - одна из старейших в области. За стасорокалетнюю историю своего существования она несколько раз меняла своё название и облик. Но традиции сохранялись, наполнялись новым содержанием . Прародительницей школы считается женское училище, открытое в удельной слободе Кука ...

Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...

Подходы к музыкальному развитию детей в зарубежной литературе
Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке. Важность изучения этой конкретной области подчеркивается тем, что именно музыкальные дарования проявляются ра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru