Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 7

Каким действием ты будешь решать эту задачу?

Почему ты вобрал это действие?

Определенно-направляющие - это вопросы, помогающие школьнику выяснить, какие слова из условия задачи или ее вопроса указывают на выбор арифметического действия. Например:

Какие слова из условия задачи или ее вопроса указывают на выбор арифметического действия?

Если учащиеся еще не знакомы с терминами "условие задачи" и "вопрос задачи", то определенно-направляющий вопрос может звучать так:

Какие слова задачи помогают в выборе действия?

Отметим, что каждый следующий вопрос приносит успех тогда, когда ученик в результате проделанной умственной работы внутренне подготовился к новому направлению поиска и нужен только небольшой внешний "толчок" для направления мыслей. В любом случае, подсказка эффективна не перед решением проблемы, а после попыток ее решения. Из сказанного следует, что определенно-направляющий вопрос является в данной ситуации подсказкой и его следует задавать в случае, если ученик не может четко дать ответ на вопрос:

Почему ты выбрал это действие?

Если учащийся затрудняется дать ответ и на данный тип вопроса, то следующей подсказкой может быть наводящий вопрос.

Под наводящими вопросами понимаются вопросы, направленные на выяснение взаимосвязи определяющего слова из условия задачи или ее вопроса и отношения, с помощью которого может быть найден верный ответ на вопрос задачи. Например:

Уток стало больше или меньше после того, как три утки улетели?

Подсказывающие вопросы - это такие вопросы к учащимся, ответом на которые являются главные слова вопроса задачи. Например:

Если сложить два данных в условии задачи числа, то, что можно узнать, выполнив это действие?

Применение названных четырех типов вопросов на этапе поиска решения простой задачи поможет учителю приблизить мысли учащегося к правильному выбору арифметического действия в решении задачи.

3 этап. Поиск способа решения составной задачи.

Поиск способа решения задачи - это сложная интеллектуальная деятельность. Она начинается уже при анализе текста задачи и не заканчивается тогда, когда получен ответ, так как идея нового способа решения может придти много позже. Поиск решения составных задач качественно отличается от поиска решения простых задач, а значит и методика работы над составными задачами иная.

Если простые задачи легко классифицируются, то составных задач множество и единой классификации для них не существует. Поэтому методика работы над ними ориентирована на формирование у школьников общих методов поиска решения задачи. К этим методам относятся: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический.

Анализ - логический прим, состоящий в расчленении исследуемого объекта на составные элементы и исследовании каждого из них в отдельности.

При разборе задачи аналитическим методом происходит ее разбор от вопроса к данным:

Задача 1: Для уроков трудового обучения школа закупила нитки, ткань и ножницы. За нитки уплатили 20 руб., за ткань - 150 руб., а за ножницы на 30 руб. больше, чем за нитки и за ткань вместе. Сколько стоила вся покупка.

Анализ.

Что нужно знать, чтобы определить, сколько стоила вся покупка?

Ответ: "Нужно знать стоимость ниток, ткани и ножниц".

Что из этого известно?

Ответ: "Известно, сколько стоят нитки, и сколько стоит ткань".

Что из этого неизвестно?

Ответ: "Неизвестно, сколько стоят ножницы".

Что нужно знать, чтобы определить, сколько стоят ножницы?

Ответ: "Нужно знать, сколько стоят нитки и ткань вместе и на сколько больше стоят ножницы".

Что из этого известно?

Ответ: "Известно, на сколько больше стоят ножницы".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Актуально о образовании:

Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...

Состояние нарушений восприятия и письма у младших школьников с нарушениями зрения
По итогам изучения карт полного обследования детей экспериментальной группы, глубоко не вдаваясь в медицинские термины, мы пришли к следующей сводной таблице 4, в которой указаны кодовые имена детей и их острота зрения. Таблица 4 - Данные остроты зрения исследуемой группы детей № Кодовое имя п /п р ...

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru