2 шаг - проверка учителем представления жизненной ситуации учащимися, для чего необходима постановка специальных вопросов по тексту задачи. Учитель должен помочь младшему школьнику в создании зрительного или слухового образов. Вопросы по тексту задачи на этот момент формулируются так:
О чем эта задача?
Что в задаче известно?
Что в задаче неизвестно?
Что обозначают слова …?
Для глубокого усвоения содержания текста задачи, для выявления условия и вопроса или удобства работы над задачей, в случае отбрасывания несущественных деталей, используется 3 шаг - переформулировки задачи.
4 шаг - разбиение на смысловые части. Этот шаг необходим для:
а) выявления осмысления каждого числового данного, что можно сделать с помощью следующих вопросов:
Что означает данная в задаче величина (число) …?
…?
Какой вопрос в задаче?
б) вычленения условия и вопроса:
Что известно в задаче?
Что нужно найти?
в) разбиения на элементарные условия:
Прочитайте первое элементарное условие и скажите, что вам из него стало известно.
Прочитайте второе элементарное условие и скажите, что вам из него стало известно.
…?
Какой вопрос в задаче?
2 этап: Интерпретация условия задачи.
Интерпретация условия задачи - это составление по условию задачи краткой записи, схемы, чертежа, рисунка и т.д. Она выполняется учителем или школьником только тогда, когда ученик не может решить данную задачу или если стоит цель - изучить данный вид интерпретации задач.
Краткая запись условия задачи
Не существует какой-либо определенной формы краткой записи условия задачи. Но требования к ее составлению выделены следующие:
краткая запись должна наглядно представлять связи между величинами и соответствующими числовыми данными задачи;
по краткой записи школьники должны суметь самостоятельно воспроизвести условие задачи.
Методика обучения краткой записи на начальном этапе требует того, чтобы на первых порах она выполнялась самим учителем. Только когда школьники усвоят образцы краткой записи, они ее выполняют сами.
Приведем примеры видов кратких записей следующих задач.
Задача 1. У Виталика 3 марки, а у Сережи на 2 марки больше. Сколько марок у Сережи?
Задача 2. Сорока может прожить 27 лет, ласточка - в три раза меньше, чем сорока, а ворона - на 40 лет больше, чем ласточка. Сколько лет может прожить ворона?
Задача 3. В одном куске было 32 м ткани, а в другом на 12 м больше. Из всей этой материи сшили платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько платьев сшили?
Приведем примеры кратких записей этих задач.
Краткая запись задачи в виде схемы.
Задача 1. (1 вариант краткой записи)
В. - 3 марки
С. - ?, на 2 марки больше
Сколько марок у Сережи?
Задача 1. (2 вариант краткой записи)
В. - 3 м.
С. - ? м., на 2 больше.
Задача 3. (1 вариант краткой записи)
Сорока - 27 лет,
Ласточка - ? лет, в 3 раза меньше
Ворона - ? лет, на 40 лет больше ласточки.
Сколько вороне?
Задача 2. (2 вариант краткой записи)
С. - 27 л.
Л. - ? л., в 3 раза меньше
В. - ? л., на 40 лет больше
Краткая запись задачи в виде таблицы.
Задача 3
Таблица 2.3.1
|
Количество ткани |
Расход ткани на 1 платье |
Количество платьев | ||
|
1 кусок |
32 м |
4 м |
? |
}? |
|
2 кусок |
?, на 12 м б. |
4 м |
? | |
Актуально о образовании:
Модернизация образования
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других норматив ...
Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района
В настоящее время разработана концепция областной программы «Здоровье - XXI век». Программа рассчитана до 2005 года. В ней отражено то, что главная задача здорового образа жизни — не столько правильное питание, полноценный отдых, спорт и борьба со стрессами, сколько убеждение каждого человека, преж ...
Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных
старшеклассников
В своей практической деятельности педагог нередко сталкивается конкретно с проблемами каждого ребенка, которые обусловлены, с одной стороны, неадекватным отношением к себе и рождают феномены либо неуверенности, тревожности, либо самоуверенности (вплоть до стремления подавлять, доминировать над друг ...