Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 1

В процессе обучения математике особое внимание уделяется не столько самой текстовой задаче, сколько ее решению, которое представляет собой сложный и многоплановый процесс.

В работах Л.Л. Гуровой, Л.П. Стойловой, Л.М. Фридман и др. отмечается, что под термином "решение задачи" подразумеваются различные понятия: [16, с.49]:

1. Ответ на требование задачи.

2. Процесс нахождения способа решения.

3. Осуществление операций, входящих в тот или иной способ решения.

Каждое из понятий термина "решение задачи" тесно взаимосвязаны между собой. Например, Ю.М. Колягин, приводя обоснование этому факту, указывает на то, что осуществление операций, входящих в тот или иной способ решения, невозможен без деятельности субъекта, а процесс решения определяет характер деятельности субъекта, решающего сюжетную задачу. В свою очередь решение как "ответ" является результатом осуществления операций, входящих в тот или иной способ решения [27, с.43].

В методических пособиях авторы выделяют в процессе решения текстовых задач разное количество этапов (А.К. Артемов, Т.Е. Демидова и А.П. Тонких, Л.П. Стойлова, С.Е. Царева, Зайцев Г. Т и т.д.), в том числе [19, с.94]:

1. Восприятие и анализ задачи.

2. Поиск и составление плана решения задачи.

3. Осуществление плана решения.

4. Проверка решения задачи.

5. Формулирование ответа задачи.

В.В. Статкевич деятельность по решению текстовой задачи делит на пять этапов:

1) изучение задачи;

2) разбор задачи (выявление зависимости между данными задачи, между искомыми и данными, разложение составной задачи на простые и составление плана ее решения);

3) решение (выбор действий и обоснование их применения, запись действий с помощью математических символов и выполнение вычислений в соответствии с ходом решения задачи; часто решение задачи записывают в виде числовой формулы);

4) составление ответа на главный вопрос задачи;

5) закрепление решения задачи - полное или частичное повторение хода ее решения (закрепление решения несложной задачи иногда заменяют проверкой ее решения, решают ее другими способами, если возможно, или выполняют другие виды работы)".

Наиболее полно представлена стратегия решения сюжетной задачи в исследованиях Л.М. Фридмана, который весь процесс решения задачи разбивает на восемь этапов:

1-й этап - анализ задачи;

2-й этап - интерпретация условия задачи;

3-й этап - поиск способа решения задачи;

4-й этап - составление плана решения задачи;

5-й этап - запись решения задачи;

6-й этап - получение ответа на вопрос задачи;

7-й этап - проверка правильности решения;

8-й этап - работа над задачей после ее решения.

В основе структуры процесса решения сюжетных задач мы будем использовать подход к выделению этапов данного процесса Л.М. Фридмана, внеся следующие уточнения: а)"анализ задачи" дополняем словом "восприятие": "восприятие и анализ задачи"; б)"осуществление решения задачи" заменяем "осуществление выбранного способа решения задачи"; в)"построение решающей математической модели задачи" является составной частью второго этапа, поэтому выделять отдельно в качестве составляющей структуры стратегии решения сюжетной задачи, на наш взгляд, нецелесообразно.

Отсутствие единого подхода в построении процесса решения текстовых задач обусловлено тем, что выделенные этапы не имеют четких границ и полнота их выполнения зависит от уровня математических знаний, опыта и мыслительных умений, проявляющихся в процессе решения.

Знание возможных приемов выполнения каждого из данных этапов делает процесс решения любой задачи осознанным и целенаправленным, а значит, и более успешным. Рассмотрим каждый этап более подробно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Сущность, задачи, система эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическо ...

Историко-описательный анализ литературы по проблеме
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, тем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным является язык в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественн ...

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru