Методы, формы, приемы формирования умений решать текстовые задачи на уроках математики

Страница 1

В процессе обучения математике особое внимание уделяется не столько самой текстовой задаче, сколько ее решению, которое представляет собой сложный и многоплановый процесс.

В работах Л.Л. Гуровой, Л.П. Стойловой, Л.М. Фридман и др. отмечается, что под термином "решение задачи" подразумеваются различные понятия: [16, с.49]:

1. Ответ на требование задачи.

2. Процесс нахождения способа решения.

3. Осуществление операций, входящих в тот или иной способ решения.

Каждое из понятий термина "решение задачи" тесно взаимосвязаны между собой. Например, Ю.М. Колягин, приводя обоснование этому факту, указывает на то, что осуществление операций, входящих в тот или иной способ решения, невозможен без деятельности субъекта, а процесс решения определяет характер деятельности субъекта, решающего сюжетную задачу. В свою очередь решение как "ответ" является результатом осуществления операций, входящих в тот или иной способ решения [27, с.43].

В методических пособиях авторы выделяют в процессе решения текстовых задач разное количество этапов (А.К. Артемов, Т.Е. Демидова и А.П. Тонких, Л.П. Стойлова, С.Е. Царева, Зайцев Г. Т и т.д.), в том числе [19, с.94]:

1. Восприятие и анализ задачи.

2. Поиск и составление плана решения задачи.

3. Осуществление плана решения.

4. Проверка решения задачи.

5. Формулирование ответа задачи.

В.В. Статкевич деятельность по решению текстовой задачи делит на пять этапов:

1) изучение задачи;

2) разбор задачи (выявление зависимости между данными задачи, между искомыми и данными, разложение составной задачи на простые и составление плана ее решения);

3) решение (выбор действий и обоснование их применения, запись действий с помощью математических символов и выполнение вычислений в соответствии с ходом решения задачи; часто решение задачи записывают в виде числовой формулы);

4) составление ответа на главный вопрос задачи;

5) закрепление решения задачи - полное или частичное повторение хода ее решения (закрепление решения несложной задачи иногда заменяют проверкой ее решения, решают ее другими способами, если возможно, или выполняют другие виды работы)".

Наиболее полно представлена стратегия решения сюжетной задачи в исследованиях Л.М. Фридмана, который весь процесс решения задачи разбивает на восемь этапов:

1-й этап - анализ задачи;

2-й этап - интерпретация условия задачи;

3-й этап - поиск способа решения задачи;

4-й этап - составление плана решения задачи;

5-й этап - запись решения задачи;

6-й этап - получение ответа на вопрос задачи;

7-й этап - проверка правильности решения;

8-й этап - работа над задачей после ее решения.

В основе структуры процесса решения сюжетных задач мы будем использовать подход к выделению этапов данного процесса Л.М. Фридмана, внеся следующие уточнения: а)"анализ задачи" дополняем словом "восприятие": "восприятие и анализ задачи"; б)"осуществление решения задачи" заменяем "осуществление выбранного способа решения задачи"; в)"построение решающей математической модели задачи" является составной частью второго этапа, поэтому выделять отдельно в качестве составляющей структуры стратегии решения сюжетной задачи, на наш взгляд, нецелесообразно.

Отсутствие единого подхода в построении процесса решения текстовых задач обусловлено тем, что выделенные этапы не имеют четких границ и полнота их выполнения зависит от уровня математических знаний, опыта и мыслительных умений, проявляющихся в процессе решения.

Знание возможных приемов выполнения каждого из данных этапов делает процесс решения любой задачи осознанным и целенаправленным, а значит, и более успешным. Рассмотрим каждый этап более подробно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Анализ средств развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта
нарушение интеллект моторика лечебный Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, разв ...

Школа в контексте развития культуры Вятского края
Школа, как социальный, культурный феномен на территории Вятского края, складывалась постепенно, в тесной связи с тем, что происходило в отечественной культуре, истории в целом. Что такое школа? Определений много. И если не ссылаться на древних, то это место, где происходит передача знаний от учител ...

Субъекты воспитательного процесса
Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом возде ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru