Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности.
Цель воспитания как социального явления — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл.
Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет его направление, содержание, формы и методы. В этом проявляется функциональное назначение цели.
Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей. В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».
В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В 29 статье Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:
«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе».
Отсюда приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизованном мире считаются:
Мир — воспитание в духе разоружения и миролюбия.
Актуально о образовании:
Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего
эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...
Информатизация физического
образования
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Использование информационных технологий на уроках физики помогает достичь педагогических целей ...
ВУЗы США
В структуру высшего образования США входит более 3600 учебных заведений, в их числе университеты, колледжи и технические училища. Самые престижные университеты США - в их числе Brown University, Columbia University, Cornell University, Dartmouth University, Harvard University, University of Pennsyl ...