Дети. На осине росы засверкали утром перламутром
Логопед. Какой вариант вам понравился больше? Почему?
Дети поясняют, что первый вариант скороговорки красивее.
Логопед. Слова «осинки» и «росинки» образованы с помощью частей слова
«-к-» и «-инк-».
Логопед. Кто уже знает, как называются эти части слова?
Дети. Суффиксы.
Логопед. Где стоят суффиксы?
Дети. За корнем.
Логопед. А теперь послушайте сказку.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга непохожи – и слова у них получались разные.
Логопед. Итак, кто догадался, над какой темой мы сегодня начинаем работать?
Дети. Образование новых слов при помощи суффиксов.
Логопед. Что же такое суффикс?
Дети. Часть слова.
Логопед. Где стоит суффикс?
Дети. За корнем слова.
Логопед. Для чего служит?
Дети. Для образования новых слов.
Логопед. Сегодня мы познакомимся только с теми суффиксами, которые помогут нам образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы. Это уменьшительно-ласкательные суффиксы. Их несколько, написание их надо запомнить.
III. Этап усвоения новых знаний
1. Логопед. Представьтесь, как вас зовут. Самое благозвучное для человека – это его имя. Вспомните, как ласково вас называет мама.
Дети. Димочка, Светик, Иришка, Женечка, Машенька, доченька, сыночек.
Логопед. С помощью какой части слова получили ласковые имена?
Дети. С помощью суффиксов «-очк-», «-ечк-», «-еньк-», «-ик-», «-ишк-» «-очек-».
Логопед. А теперь послушайте, как звучали старинные имена: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Захар.
Давайте назовём ласково старинные имена.
Дети. Елизаветушка, Варварушка, Ефросиньюшка, Захарушка.
Логопед. Какие суффиксы помогли нам образовать эти слова?
Дети. «-ушк-», «-юшк-»
Логопед. Запишите новые слова в свою тетрадь, выделяя суффикс.
2. Логопед. А теперь поиграем. Я называю слово, а вы его изменяете, называя ласково.
Мел-мелок сад-садик рама-рамочка скамейка-скамеечка ягода-ягодка Дуб-дубок дом-домик сказка-сказочка лейка-леечка малина-малинка
На доске появляется запись образованных слов.
Логопед. Выделите суффиксы, с помощью которых вы образовали новые слова.
3. Прочитайте слова и образуйте от них новые с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Суп, зуб, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.
Запишите их в 2 столбика.
супчик |
дубок |
зубчик |
грибок |
кончик |
уголок |
зубок | |
лесок |
Выделите суффиксы слов первого и второго столбиков. Найдите слова с одинаковым корнем. Чем отличаются эти слова? Придумайте с каждым словосочетание.
Дети. Первый зубок. Зубчик чеснока.
4. Логопед. Выполняем тест № 1.
Прочитайте слова. Если слово имеет суффикс «-ок-», поставьте рядом с ним «+», если слово имеет суффикс «-ик-», поставьте рядом с ним «+».
теремок |
тупик |
блок |
крик |
росток |
дождик |
приток |
носик |
ленок |
пик |
клок |
гвоздик |
Актуально о образовании:
Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку
Место стилистики в системе уроков по русскому языку в 8 классе по разному представлено в отдельных учебниках и соответствующих программах по ним. Анализ действующих учебников для школы позволяет сделать вывод, что теоретические сведения и практические задания школьных учебников нуждаются в дополнен ...
Понятие о стилистике
Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц). Стилистика – довольно молодая наука и потому име ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...