Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Развитие самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки со звуками [Р], [Р'], карточки с цифрами, карточки со словами, карточки со схемами слов, карточки-светофоры, мяч, фишки для звуко-буквенного анализа, мягкие игрушки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Можно сесть тому, кто придумает и правильно произнесет слово со звуками [Р], [Р'] (в начале, середине и конце слова).
II. Повторение пройденного.
1. Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки [Р], [Р'].
Ответы детей: “Лошадка”, “Маляр”, “Автомат”, “Пулемет”,
“Барабанщики”.
Дети выполняют эти упражнения перед зеркалом.
2. А теперь давайте покажем, как мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р']. Заведем “моторчики”.
Дети произносят изолированный звук [Р] хором, по цепочке, индивидуально.
3. Ребята, а теперь вспомните, пожалуйста, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р'].
Ответы детей: губы, зубы, язык, небо, альвеолы.
Дети произносят перед зеркалом звуки [Р], [Р'] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата:
рот приоткрыт;
губы разомкнуты;
кончик языка поднят к альвеолам.
III. Основная часть. Объявление темы.
- Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Р], [Р']. Тема нашего занятия “Автоматизация звуков [Р], [Р'] в слогах, словах, предложениях, связной речи”.
1. Развитие фонематического слуха.
- А теперь, ребята, давайте проверим, умеем ли мы определить на слух место звука в слове. Давайте поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы должны найти место этих звуков в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой:
ракета (1),
карандаш (3),
кролик (2),
помидор (7),
матрешка (4),
барабан (3),
огурец (4),
компьютер (9).
2. Характеристика звука.
- А теперь я предлагаю вам немного поговорить о звуке [Р].
Давайте попробуем дать характеристику этому звуку. Какой он?
Ответы детей: Звук [Р]– согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
- Перед какими гласными звук [Р] бывает твердым ?
Ответы детей: А, О. У, Ы, Э.
- Перед какими гласными звук Р бывает мягким ?
Ответы детей: Я, Е, Ю, И, Е.
А теперь давайте поиграем в игру “Светофор”. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы будете “включать светофоры”. Если в слове есть твердый звук [Р] вы “зажигаете” синий свет. Если в слове есть мягкий звук [Р'], вы “зажигаете” зеленый свет.
ФИЗМИНУТКА. Выполнение движений с проговариванием слов:
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки на месте).
3. Связь звука и буквы.
- Ребята, мы с вами все время говорим о звуках [Р], [Р'].
А скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются эти звуки на письме ?
Ответы детей: Буквой [Р] (Эр).
- Правильно. А теперь давайте на ленте букв найдем букву “Р” и немного поговорим о ней. Посмотрите, пожалуйста, на эту букву и скажите, на что она похожа, попробуем немного пофантазировать.
Актуально о образовании:
Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях
дополнительного образования
педагогический школьник внеклассный образование Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознани ...
Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...
Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...