Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Новое о образовании » Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии » Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Страница 1

Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система».

Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываются такие важные стороны этого понятия, как «взаимодействие элементов системы», «целостность системы», «свойства системы как единого целого», «взаимодействие системы с внешней средой» и т.д.Результаты тестирования помогли окончательно сформулировать основные положения методики работы учителя по формированию понятия «вещество» как системы:

· объяснение материала должно осуществляться с позиций системной организации объектов и явлений природы, которая в наибольшей степени реализуются при рассмотрении межпредметных связей;

· умение учащихся осуществлять операции системного анализа может быть сформировано только в результате целенаправленного процесса обучения, заключающегося в неоднократном рассмотрении системных объектов, начиная со знакомых учащимся из повседневной жизни (например, будильник, цветок и др.), и изучаемых на уроках (клетка, организм человека);

· при организации учебной деятельности по отработке и применению полученных знаний о системной организации понятия «вещество» и умений осуществлять операции системного анализа необходимо использование заданий различного характера: репродуктивного, проблемного, творческого и др.

В нашем исследовании мы исходили из следующей трактовки понятий «системный подход», «систематичность знаний» и «системность знаний».

Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного системного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействий между элементами.

Учитывая это, на первый план работы учителя была выдвинута задача познания характера и механизма этих связей и отношений.

Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознанием одних знаний как базовых для других, но при определенном, заданном угле зрения на эту совокупность.

Систематичность знаний учащегося проявляется:

· в готовности объяснить связи между отдельными знаниями при изложении им материала в той последовательности, которая была предложена учителем или учебником;

· при изложении перестроенного им исходного учебного материала с обоснованием этой перестройки;

· в выполнении нескольких последовательных действий, приводящих к достижению цели;

· в самостоятельном установлении новых связей, во-первых, между усвоенными знаниями, во-вторых, между ранее усвоенными и новыми знаниями.

Чем больший круг знаний учащиеся могут выстроить в последовательные ряды фактов и связей между ними, тем более систематичными являются их знания.

Способность учащихся выстраивать рассуждения, состоящие вначале из двух-трех, а в дальнейшем из трех-четырех логически связанных звеньев, устанавливать причинно-следственные связи и др., зависит не столько от возраста, сколько от уровня развития у них навыков мышления. Эта способность может быть развита в дальнейшем.

Системность знаний предусматривает осознание учеником места приобретенных знаний в структуре научных теорий, т.е. понимание того, что в системе знаний является основным положением, что - следствием, что - приложением. Системность знаний предполагает наличие у обучающихся систематических знаний, связанных содержательно-логическими связями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...

Межпредметные связи в процессе изучения химии
Отражение межпредметных связей и определение содержания в программах: а) для обычных классов без специализации – программа курса химии для 8-11 классов средней общеобразовательной школы – разработана в лаборатории химического образования Института общеобразовательной школы РАО – Москва “Просвещение ...

Научно теоретические основы исследования
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на о ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru