Развитие исследовательской активности учащихся при изучении стохастики

Новое о образовании » Развитие исследовательской активности учащихся при изучении стохастики

Страница 1

Международный мониторинг качества математического образования показал высокий уровень математических знаний и умений российских школьников, но выявил невысокий уровень умений применять полученные в школе математические знания и умения в жизненных ситуациях. В современной школе приоритетными стали цели обучения, связанные с компетентностным подходом в обучении, акцентирующего внимание на развитие мотивационных, когнитивных, личностных и коммуникативных качеств ученика, приводящего его к интеллектуальному и социальному становлению. На первое место выходит субъектное становление ученика, главным, по словам А.В. Петровского, является "развитие интеллекта учащихся, а не приобретение знаний, умений и навыков, за которыми остается лишь роль, хотя и важнейшая, быть средством этого развития”. В качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Проблемы современного школьного образования стали рассматриваться с позиции гуманизма (Н.А. Бердяев, М.Н. Берулава, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский), личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Бондаревская, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская) и компетентностного подходов к обучению (И.А. Зимняя, А.В. Хуторский и другие).

В основе психической потребности каждого человека в поисковой активности лежит открытый И.П. Павловым безусловный рефлекс, названный им "ориентировочно-исследовательским рефлексом”. Поисковая активность обусловливает исследовательское поведение индивида, при этом, его исследовательская деятельность направлена на решение в условиях неопределенности возникшей жизненной проблемной ситуации. Компетентностный подход в обучении сближает решение учебных задач при обучении математике с реализацией поисковой активности индивида по разрешению проблемной ситуации.

стохастика исследовательская активность учащийся

Разработанная и апробированная автором система методических приемов и методов формирования и развития исследовательских компетенций учащихся при изучении стохастики является дополнительной составляющей методической системы обучения математике. Она расширяет, углубляет и дополняет каждую компоненту методической системы обучения математике: в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения, при этом основное внимание отведено развитию поисковой, исследовательской активности ученика.

Система методических приемов и методов развития поисковой исследовательской активности ученика состоит из четырех разработанных методических блока, практическая реализация которых связана с определенным этапом в обучении.

Первый блок системы методических приемов и методов развития поисковой, исследовательской активности ученика при изучении стохастики составляют прикладные исследовательские проекты, содержание которых составляет статистическая обработка данных и использование полученных результатов. При сборе данных и обсуждении результатов проектов развивается коммуникативность учащихся.

Второй блок системы методических приемов и методов развития поисковой, исследовательской активности состоит из тех методических приемов, которые, с помощью постановки других вопросов, вопросов об обобщении данной задачи, об обратной задаче, об аналогичной задаче, делают стандартные задачи с готовыми утверждениями задачами исследовательского типа, стимулирующими поисковую, исследовательскую активность учеников.

Третий блок составляет разработанная система исследовательских задач с более сложным содержанием, с комплексными методами и специальными приемами их решений. Сюда входят и задачи олимпиадного характера. Примером такой задачи при изучении стохастики может служить задача о нахождении числа маршрутов от дома до школы, если их разделяет несколько улиц с указанием расстояний по каждому кварталу, нахождение вероятности того, что ученик пройдет наугад по пути заданной длины.

Четвертый блок системы методических приемов и методов развития поисковой, исследовательской активности ученика при изучении стохастики состоит из системы задач, решения которых требует использования математического моделирования. Моделирование является методом познания, универсальной познавательной процедурой, и знакомство учащихся с этим универсальным методом исследования необходимо. Вопросы об объектах реального мира можно найти только исследуя модели этих объектов.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни
Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Одной из причин этого мы считаем то обстоятельство, что данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики ...

Новогодняя игрушка "Лошадка - символ года 2014"
Здравствуйте! Сегодня урок проведу у вас я, Айгуль Ришатовна. Прослушайте загадку, и догадайтесь о ком идет речь? Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь символ наступающего года. Интересные факты о лошадях: - у новозеландских лошадей водоотталкивающая шерсть ...

Качества личности творческого педагога
В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru