Развитие исследовательской активности учащихся при изучении стохастики

Новое о образовании » Развитие исследовательской активности учащихся при изучении стохастики

Страница 1

Международный мониторинг качества математического образования показал высокий уровень математических знаний и умений российских школьников, но выявил невысокий уровень умений применять полученные в школе математические знания и умения в жизненных ситуациях. В современной школе приоритетными стали цели обучения, связанные с компетентностным подходом в обучении, акцентирующего внимание на развитие мотивационных, когнитивных, личностных и коммуникативных качеств ученика, приводящего его к интеллектуальному и социальному становлению. На первое место выходит субъектное становление ученика, главным, по словам А.В. Петровского, является "развитие интеллекта учащихся, а не приобретение знаний, умений и навыков, за которыми остается лишь роль, хотя и важнейшая, быть средством этого развития”. В качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Проблемы современного школьного образования стали рассматриваться с позиции гуманизма (Н.А. Бердяев, М.Н. Берулава, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский), личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Бондаревская, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская) и компетентностного подходов к обучению (И.А. Зимняя, А.В. Хуторский и другие).

В основе психической потребности каждого человека в поисковой активности лежит открытый И.П. Павловым безусловный рефлекс, названный им "ориентировочно-исследовательским рефлексом”. Поисковая активность обусловливает исследовательское поведение индивида, при этом, его исследовательская деятельность направлена на решение в условиях неопределенности возникшей жизненной проблемной ситуации. Компетентностный подход в обучении сближает решение учебных задач при обучении математике с реализацией поисковой активности индивида по разрешению проблемной ситуации.

стохастика исследовательская активность учащийся

Разработанная и апробированная автором система методических приемов и методов формирования и развития исследовательских компетенций учащихся при изучении стохастики является дополнительной составляющей методической системы обучения математике. Она расширяет, углубляет и дополняет каждую компоненту методической системы обучения математике: в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения, при этом основное внимание отведено развитию поисковой, исследовательской активности ученика.

Система методических приемов и методов развития поисковой исследовательской активности ученика состоит из четырех разработанных методических блока, практическая реализация которых связана с определенным этапом в обучении.

Первый блок системы методических приемов и методов развития поисковой, исследовательской активности ученика при изучении стохастики составляют прикладные исследовательские проекты, содержание которых составляет статистическая обработка данных и использование полученных результатов. При сборе данных и обсуждении результатов проектов развивается коммуникативность учащихся.

Второй блок системы методических приемов и методов развития поисковой, исследовательской активности состоит из тех методических приемов, которые, с помощью постановки других вопросов, вопросов об обобщении данной задачи, об обратной задаче, об аналогичной задаче, делают стандартные задачи с готовыми утверждениями задачами исследовательского типа, стимулирующими поисковую, исследовательскую активность учеников.

Третий блок составляет разработанная система исследовательских задач с более сложным содержанием, с комплексными методами и специальными приемами их решений. Сюда входят и задачи олимпиадного характера. Примером такой задачи при изучении стохастики может служить задача о нахождении числа маршрутов от дома до школы, если их разделяет несколько улиц с указанием расстояний по каждому кварталу, нахождение вероятности того, что ученик пройдет наугад по пути заданной длины.

Четвертый блок системы методических приемов и методов развития поисковой, исследовательской активности ученика при изучении стохастики состоит из системы задач, решения которых требует использования математического моделирования. Моделирование является методом познания, универсальной познавательной процедурой, и знакомство учащихся с этим универсальным методом исследования необходимо. Вопросы об объектах реального мира можно найти только исследуя модели этих объектов.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...

Задачи фенологии
Сейчас детальное изучение конкретных объектов природы составляет задачу частной фенологии. Получение информации, дающей представление об особенностях сезонного развития природы в различных природных зонах и районах, составляет предмет общей фенологии. Мера времени в фенологии становится предметом с ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru