Для проверки гипотезы можно воспользоваться критериями Кохрена или Бартлетта. Если , расчетное значение статистики критерия Кохрена определяется по формуле и гипотеза
принимается, если
, где
,
. Если дисперсии
однородны (принята гипотеза
), то дисперсия опыта (или, что то же самое, дисперсия воспроизводимости) подсчитывается по зависимости
, (11)
где знаменатель характеризует число степеней свободы . В общем случае,
подсчитывается как среднее взвешенное значение
. (12)
Проверка значимости коэффициентов регрессии позволяет лучше осмыслить математическое описание процесса, а также уточнить вид модели путем отсеивания факторов, слабо влияющих на значение выходного параметра. Проверка значимости каждого из коэффициентов производится независимо, с помощью проверки гипотезы 0 по
-критерию. Расчетные значения статистики критерия можно определить по соотношению
. (13)
Если ,
то коэффициент
является значимым и соответствующий фактор оказывает существенное влияние на величину
. Статистическая незначимость
может быть вызвана следующими причинами:
интервал варьирования был выбран слишком малым;
уровень начального режима по фактору оказался близок к точке частного экстремума
;
велика ошибка опыта из-за влияния неуправляемых и неконтролируемых факторов;
данный фактор (совокупность факторов) не оказывают заметного влияния на величину выходного параметра.
Поскольку план ортогонален и коэффициенты оцениваются независимо друг от друга, оказавшиеся незначимыми коэффициенты могут быть отброшены без пересчета остальных.
Проверка адекватности заключается в подтверждении предположения, что полученная математическая модель достаточно верно описывает характер процесса. Формальное содержание гипотезы состоит в том, что предсказанные уравнением (расчетные) значения выходного параметра отклоняются от опытных
на величину, не превышающую некоторый наперед заданный уровень, и модель пригодна для обоснования инженерных решений. Для проверки гипотезы оценивается дисперсия адекватности
;
. (14)
Если дисперсия адекватности не превышает дисперсии опыта , то есть основание полагать, что модель адекватно описывает процесс. Согласно п. 1.3 для проверки гипотезы о дисперсиях используется
-критерий. Статистика критерия
. (15)
Модель считается адекватной процессу, если , где
,
. Если
,то для получения адекватного описания необходимо увеличить порядок аппроксимирующего полинома. Очевидно, что проверка адекватности возможна лишь в том случае, если
, то есть число разных испытаний
превосходит количество включаемых в модель факторов.
Актуально о образовании:
Структура процесса творческой деятельности
Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы. Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц ...
Организация фенологических наблюдений
Организация фенологических наблюдений, имеющих научное значение, требует создания в школе постоянно действующего фенологического кружка. К его работе рекомендуется привлекать учеников начиная с 5-го класса. Нет надобности в слишком большом кружке. Вполне достаточно, если в нем занимается 15-20 чело ...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и
продленного дня младших школьников
Важная роль в приобщении школьников к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Развитие этих форм физического воспитания поможет решению задачи внедрения физической культуры в повседневную жизнь и быт учащихся. К физкультурно ...