Сокращение числа испытаний в рассмотренном примере достигнуто за счет утраты части информации: из рассмотрения исключено парное взаимодействие . В результате полученные оценки
,
,
оказались смешанными оценками генеральных коэффициентов
;
;
,
поскольку соответствующие вектор-столбцы совпадают ( неразличимо с
и т. д.). Эффективность ДФП определится тем, насколько удачно выбрана система смешивания линейных эффектов и эффектов взаимодействий. Поэтому при обращении к ДФП необходимо уметь заранее установить, какие из
,
являются несмешанными оценками соответствующих генеральных коэффициентов – определить разрешающую способность дробных реплик. Для этого находят применение понятия генерирующего соотношения и определяющего контраста.
Соотношение, показывающее, с каким из эффектов смешан рассматриваемый эффект, называют генерирующим. В рассмотренном примере это или
. Определяющим контрастом называется символическое обозначение произведения столбцов. Умножая левую и правую части определяющего контраста на
и памятуя, что
, получим определяющий контраст
или
. Теперь, последовательно умножая левые и правые части на
,
,
, можно выявить систему смешивания факторов. Для ДФП (табл. 4,б)
;
;
,
откуда следует система смешивания
;
;
.
Для ДФП (табл. 2.5, а) аналогичным путем получаются приведенные ранее соотношения.
Обращаясь к ДФП , заметим, что матрица (табл. 4, а, б) совпадает с ПФП
(табл. 1). Иначе план
является опорным при построении дробной реплики
. При
с помощью ДФП удается учесть только один дополнительный фактор. Оценим, сколько же дополнительных факторов можно учесть, используя в качестве опорного ПФП
. Из табл. 3 видно, что можно частично или полностью замещать четыре взаимодействия
то есть вводить дополнительно до четырех факторов. При замещении одного фактора имеет место ДФП
(
-реплика от ПФП
), двух –
(
от ПФП
),трех –
(
от
), четырех –
(
от ПФП
). Если замещению подлежат все взаимодействия, то план называют насыщенным. В этом случае в модели учитываются только линейные взаимодействия. Для всех рассмотренных ДФП
. Сравним, что при реализации ПФП, если
, то
(используется ПФП
); при
(
); при
(
); при
(
). В табл. 5 приведен пример формирования ДФП
при различном выборе генерирующих соотношений.
Актуально о образовании:
Специфика педагогического творчества
Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. В.И. Загвязинский так пишет об этом: "Учитель занят педагогическим творчеством, ученик - предметным (изобразитель ...
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...
Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». ...