Сокращение числа испытаний в рассмотренном примере достигнуто за счет утраты части информации: из рассмотрения исключено парное взаимодействие . В результате полученные оценки
,
,
оказались смешанными оценками генеральных коэффициентов
;
;
,
поскольку соответствующие вектор-столбцы совпадают ( неразличимо с
и т. д.). Эффективность ДФП определится тем, насколько удачно выбрана система смешивания линейных эффектов и эффектов взаимодействий. Поэтому при обращении к ДФП необходимо уметь заранее установить, какие из
,
являются несмешанными оценками соответствующих генеральных коэффициентов – определить разрешающую способность дробных реплик. Для этого находят применение понятия генерирующего соотношения и определяющего контраста.
Соотношение, показывающее, с каким из эффектов смешан рассматриваемый эффект, называют генерирующим. В рассмотренном примере это или
. Определяющим контрастом называется символическое обозначение произведения столбцов. Умножая левую и правую части определяющего контраста на
и памятуя, что
, получим определяющий контраст
или
. Теперь, последовательно умножая левые и правые части на
,
,
, можно выявить систему смешивания факторов. Для ДФП (табл. 4,б)
;
;
,
откуда следует система смешивания
;
;
.
Для ДФП (табл. 2.5, а) аналогичным путем получаются приведенные ранее соотношения.
Обращаясь к ДФП , заметим, что матрица (табл. 4, а, б) совпадает с ПФП
(табл. 1). Иначе план
является опорным при построении дробной реплики
. При
с помощью ДФП удается учесть только один дополнительный фактор. Оценим, сколько же дополнительных факторов можно учесть, используя в качестве опорного ПФП
. Из табл. 3 видно, что можно частично или полностью замещать четыре взаимодействия
то есть вводить дополнительно до четырех факторов. При замещении одного фактора имеет место ДФП
(
-реплика от ПФП
), двух –
(
от ПФП
),трех –
(
от
), четырех –
(
от ПФП
). Если замещению подлежат все взаимодействия, то план называют насыщенным. В этом случае в модели учитываются только линейные взаимодействия. Для всех рассмотренных ДФП
. Сравним, что при реализации ПФП, если
, то
(используется ПФП
); при
(
); при
(
); при
(
). В табл. 5 приведен пример формирования ДФП
при различном выборе генерирующих соотношений.
Актуально о образовании:
Сравнительная характеристика лексической
стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...
Функциональный базис графо-моторных навыков письма и его
нарушения
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает компл ...
Методика работы с техническими средствами обучения
Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Под техническими средствами обучения также понимают различные технические устройст ...