Пусть для получения линейной модели реализован ПФП
. Согласно рис. 1,б экспериментальные точки лежат в вершинах куба. Если линейная модель неадекватна, то в план включается
так называемых «звездных точек» с координатами
, расположенных на сфере диаметром
(рис. 3). Таким образом, каждая из точек плана лежит на координатных осях на расстоянии от центра плана, называемым звездным плечом
. Центром плана является центральная точка прямоугольника, если число факторов
, куба при
, гиперкуба, когда
. Наличие звездных точек, собственно, и задает центральный композиционный план.
Представление о положении звездных точек в факторном пространстве дают следующие примеры: при
и ядре плана, образованном ПФП
, величина звездного плеча
; если
, а в ядре реализован ПФП
, то
; при
и ПФП
. Общее число испытаний при реализации ЦКП
,
где
– ядро плана,
– число звездных точек;
– количество испытаний, проводимых в центре плана.
Рис. 3. «Звездные точки» с координатами
Пример ЦКП, в котором сохранено свойство ортогональности, приведен в табл. 11. В этом плане
,
,
.
Поскольку в ЦКП ортогональность обеспечивается, оценки коэффициентов получаются независимо. Однако дисперсии
, как видно из приводимой расчетной зависимости, неодинаковы для разных коэффициентов:
; (19)
;
. (20)
Таблица 11
|
Номер опыта |
|
|
|
Номер опыта |
|
|
|
|
1 |
– |
– |
– |
9 |
|
0 |
0 |
|
2 |
– |
+ |
– |
10 |
|
0 |
0 |
|
3 |
+ |
– |
– |
11 |
0 |
|
0 |
|
4 |
+ |
+ |
– |
12 |
0 |
|
0 |
|
5 |
– |
– |
+ |
13 |
0 |
0 |
|
|
6 |
– |
+ |
+ |
14 |
0 |
0 |
|
|
7 |
+ |
– |
+ |
15 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
+ |
+ |
+ |
Актуально о образовании:
Индивидуальные особенности развития учащихся и их
учет в процессе воспитания
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в ...
Основные направления воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Оч ...
Возникновение методики обучения биологии в
древности
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержа ...