Психологическая готовность ребенка к школе

Страница 1

Подготовка к школе включает в себя формирование готовности к принятию новой «со­циальной позиции» – позиции школьника, имеюще­го круг определенных обязанностей и прав и занима­ющего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ре­бенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлека­ет внешними атрибутами, потому что, по существу, дети о школе знают немного: «Школа у нас во дворе, новая и большая», «У меня друг в школе учится». Многие дети объясняют свое желание пойти в школу тем, что в шко­ле они будут заниматься новой, важной учебной деятель­ностью: «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «В школе задачки интересные решают». Особое значение для ус­пешности обучения в школе имеют его познавательный интерес, любознательность. Если в пять лет ребенок уве­рен, что он много знает, то в семь он утверждает, что знает мало и хочет знать больше. Далеко не у всех детей, поступающих в школу, развита познавательная мотива­ция, и далеко не всегда школа способствует ее формиро­ванию и сохранению.

Многие психологи справедливо утверждают, что если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к шко­ле учиться ему будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер.

Однако особое опасение вызывают те дошкольни­ки, которые не хотят идти в школу. Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестер: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают». Другие запу­ганы школой. Если ребенку постоянно твердят: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» – вряд ли можно рассчитывать на то, что у него возникнет желание учиться.

Следовательно, ребенка нужно психологически го­товить к школе. Исследования показывают, что ин­формация о школе, сообщаемая детям, должна быть им понятна и эмоционально насыщена. Для этого ис­пользуют экскурсии в школу, беседы, рассказы взрос­лых о своих любимых учителях, посещение старши­ми дошкольниками уроков в школе и общение их с учащимися, просмотр фильмов и диафильмов о шко­ле и т.д.

Очень важный аспект личностной готовности ребен­ка к обучению в школе связан с его взаимоотношения­ми со взрослыми. Общаясь и вза­имодействуя со взрослым, к концу дошкольного возра­ста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испы­тывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на ули­це, дома, в учреждении).

Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе являет­ся объем знаний, которым он владеет. Безусловно, оп­ределенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором строит­ся усвоение нового. Но это далеко не все. Программа начальной школы потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать самосто­ятельные выводы, т. е. достаточно развитых способов по­знания.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Упражнения, проводимые после чтения текста
Основной целью упражнений этой группы является контроль прочитанного и развитие устной речи на материале текста. Эти упражнения вновь направляют мысли учащихся на содержание прочитанного, заставляют их еще раз просмотреть или припомнить текст, быстро в нем ориентироваться, пробегая глазами уже знак ...

Методика работы с иллюстративным материалом в процессе развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика развития творческих умений учеников с помощью иллюстративного материала и художественного творчества базируется на визуальном восприятии информации, а также умениях передавать её в помощью рисунка. Создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов и диафильмов особенно подходят для уроков ...

Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru