Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся

Страница 1

К изучению органической химии учащиеся приступают после занятий неорганической химией. У них уже имеется сравнительно богатый запас конкретных представлений о веществах и химических реакциях, ими усвоены общие понятия науки, изучены ее фундаментальные законы и теории. Тем самым они подготовлены к более углубленному изучению предмета и к проявлению большей самостоятельности в учебной работе.

Поэтому соотношение различных методов при изучении органической химии должно несколько измениться по сравнению с тем, как оно складывается в предшествующих классах. Если исходить из традиционной, наиболее общепринятой их классификации, то можно сказать, что, с одной стороны, больший удельный вес должно занять изложение лекционного материала учителем с включением элементов эвристической беседы, поскольку усиливается теоретическое содержание предмета; с другой стороны, подготовка учащихся позволяет повысить роль самостоятельных работ в изучении предмета, связанных с использованием химического эксперимента, литературы, учебных кинофильмов. В связи с этим возникает вопрос, какой же материал должен излагаться учителем и что может быть объектом самостоятельной работы учащихся. Чтобы ответить на него, важно учесть следующее.

Задача лекционного изложения не ограничивается тем, чтобы разъяснить учащимся содержание программного материала, которое они должны усвоить. Приобретение системы знаний должно сопровождаться умственным развитием учащихся. Это, как известно, две стороны единого учебного процесса: умственное развитие осуществляется в процессе активной работы мысли над материалом, доставляемым содержанием предмета; успешное приобретение новых знаний во многом зависит от достигнутого уровня развития.

Поэтому в задачу учителя входит такое изложение, которое вовлекало бы учащихся в умственную переработку сообщаемого материала, развивало бы у них умение наблюдать явления и делать выводы, сравнивать и обобщать, производить операции анализа и синтеза, осуществлять индуктивные и дедуктивные умозаключения и т. д. Вместе с тем изложение материала учителем должно подготовить учащихся к самостоятельной работе по предмету, вооружить их знанием тех научных положений, из которых надо будет исходить, и пониманием тех методов работы, которыми они будут пользоваться.

Учитывая сказанное, можно считать, что учитель прежде всего должен излагать все принципиально новые теоретические вопросы; сведения о первых представителях изучаемых гомологических рядов и общие сведения о каждом новом классе органических соединений; материал иного характера, если он рассматривается впервые и на него опирается изучение последующих вопросов. Кроме того, учитель руководит обобщениями и формулирует выводы идейного порядка, важные для мировоззрения. Из вопросов теоретического характера учитель должен излагать, например, теорию химического строения, представляющую для учащихся принципиально новую концепцию; электронное и пространственное строение метана как первый пример раскрытия этих вопросов на материале органической химии; образование П-связи в непредельных соединениях, принципиально отличной от ранее известных простых связей; понятие пространственной изомерии как совершенно нового вида изомерии; характер строения бензольного ядра, начальные сведения о водородной связи и т. д. Все эти вопросы, связанные с представлениями из области микромира, требуют немалого напряжения мысли, различных умственных операций и, несомненно, способствуют развитию познавательных сил учащихся.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Этапы проектирования уроков с применением информационных технологий
Разработка урока с использование ИКТ состоит из следующих этапов: Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения ...

Основные компоненты логики подготовительного этапа
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», ...

Контрольный этап эксперимента: повторное проведение диагностических методик по выявлению уровня творческих способностей младших школьников
По окончании формирующей работы нами была повторно проведена диагностика. Вопросы анкеты на констатирующем и контрольном этапах были направлены в основном на выявление наличия творческих способностей и знаний в области народных культурных промыслов у учащихся 1 «Г» класса. Сравнительный анализ пока ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru