Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Новое о образовании » Занятия по лёгкой атлетике в школе » Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Страница 1

Тренировку следует рассматривать как единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма. Тренировка является педагогическим процессом, в котором воспитание волевых качеств, совершенствование техники движений сочетаются с ростом функциональных возможностей человека. Это сочетание в конечном итоге обеспечивает повышение уровня работоспособности организма.

В основе тренированности лежат механизмы приспособления, осуществляемые высшим отделом центральной нервной системы. В результате длительного приспособления организм привыкает работать более экономно и приобретает высокую способность к быстрой мобилизации своих функциональных возможностей.

Систематические занятия физкультурой и спортом ведут к повышению общей работоспособности организма и достижению наивысших результатов в избранном виде спорта.

Ведущими положениями тренировок являются: постепенность в нагрузке, разностороннее воздействие на организм и на все его системы и органы, применение при возросшей физической и функциональной подготовленности максимальных мышечных напряжений. Под влиянием тренировки происходит дальнейшая функциональная перестройка организма, которая захватывает все системы и органы.

А. Н. Крестовников предложил показатели тренированности рассматривать дифференцированно:

а) по данным различных систем в состоянии относительного покоя, но с учетом периода тренировок и соревнований;

б) по величине реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем при выполнении точно дозированных или стандартных нагрузок;

в) по реакции организма на максимальное напряжение, какое способен выполнить хорошо тренированный спортсмен и чего не может выполнить неподготовленный. Известно, что организм тренированного человека отличается большей мобильностью, выносливостью и работоспособностью.

Состояние тренированности, обусловливаемое взаимодействием всех систем организма, есть результат влияния коры больших полушарий на нейрогуморальные механизмы. Сопоставляя функциональные способности различных органов в состоянии покоя и при выполнении мышечных напряжений, видно значительное увеличение функциональных возможностей у тренированных субъектов.

Для правильной оценки общего состояния тренированности врач должен быть знаком с действующими физиологическими классификациями физических упражнений.

Физиологические классификации физических упражнений:

Вес физические упражнения условно принято делить по основным двигательным качествам:

— упражнения на быстроту, на короткие и средние дистанции у легкоатлетов, пловцов, конькобежцев, велосипедистов;

— упражнения на силу — упражнения в поднятии тяжестей, борьба, упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, конь), метание молота, диска, толкание ядра;

— упражнения на выносливость — все длинные и сверхдлинные дистанции у легкоатлетов, пловцов, лыжников, велосипедистов, конькобежцев, гребцов;

— упражнения на ловкость — гимнастические упражнения, в особенности акробатические, легкоатлетические (прыжки в высоту, с места, с разбега, с шестом), прыжки с трамплина (лыжников, пловцов), слалом, фигурное катание на коньках, спортивные игры.

Все виды мышечной деятельности принято делить на динамическую работу и статические усилия (в зависимости от того, какой характер работы преобладает). Дина м и-' ческу ю мышечную работу в свою очередь подразделяют на циклические и ациклические упражнения. К циклическим упражнениям относят такие, при которых чередование двигательных циклов происходит в строго определенном порядке с соблюдением определенного ритма (ходьба, бег, ходьба на лыжах, плавание и т. п.), к ациклическим упражнениям относят такие, при которых правильное чередование двигательных циклоз отсутствует, ритм движений постоянно нарушают (спортивные игры, поднятие штанги, бокс, борьба и т. п.).

Основное различие между циклической и ациклической работой заключается в том, что первую осуществляют с относительно постоянной интенсивностью, а вторую — всегда с переменной. По признаку интенсивности динамические циклические упражнения делят на 4 основные группы:

а) циклические упражнения максимальной интенсивности (короткие дистанции);

б) циклические упражнения субмаксимальной интенсивности (средние дистанции);

в) циклические упражнения большой интенсивности (длинные дистанции);

г) циклические упражнения средней интенсивности (сверхдлинные дистанции).

Физические упражнения максимальной интенсивности (короткие дистанции). Такого рода упражнения (бег на 100—200 м, плавание на 50 м и др.) выполняют при максимальном напряжении организма. Эти движения вызывают большую кислородную задолженность, например восстановительный период после бега на 100 м длится не менее 30—40 минут, биохимические сдвиги в крови и моче невелики из-за продолжительности работы.

При выполнении упражнений максимальной интенсивности можно наблюдать важный феномен, так называемый гравитационный шок, впервые описанный болгарским ученым Д. Матвеевым. У вполне здоровых спортсменов после бега на 100—400 м, если они сразу останавливаются на финише и стоят на месте несколько минут, может вдруг наступить резкое падение максимального артериального давления. Появляется картина, напоминающая шоковое состояние; спортсмен может даже потерять сознание. После отдыха такое состояние быстро проходит без каких-либо последствий для пострадавшего. Гравитационный шок объясняют следующим: во время интенсивного бега происходит значительное расширение сосудистого русла в мышцах ног, сосудистый тонус понижается. При прекращении бега мышцы ног расслабляются, действие «мышечного насоса» прекращается и в то же время начинают расширяться суженные во время бега сосуды брюшной полости. Вследствие этого происходит резкое понижение периферического сопротивления, уменьшается приток крови к правому и левому сердцу и уменьшается систолический объем. В результате всех этих изменений максимальное и минимальное артериальное давление падает, возникает временная анемия головного мозга, на что остро реагирует особенно чувствительная к недостатку кислорода нервная ткань.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР
Целью формирующего эксперимента является решение проблемы по поиску эффективных средств формирования графо-моторных навыков для предупреждения нарушений письма. Формирующий эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев (октябрь 2010 – март 2011 г.). В эксперименте принимали участие дошкольники эксп ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru