Процесс обучения технологии предполагает взаимодействие учителя, ученика и содержания образования. Рассматривая учащегося как активного субъекта познания, учителю необходимо уметь организовать учебно-трудовую деятельность с учетом его индивидуальных особенностей и предоставить ему возможности осваивать то содержание и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его реальным возможностям, потребностям и интересам. Следовательно, от умения учителя выполнять руководящую и организующую роль зависит процесс и результаты учения школьника: будет ли он осуществляться в логике накопления знаний, умений или в логике расширения творческих возможностей учащихся.
Чтобы увлечь, удивить, повести за собой детей, учителю требуется постоянная нацеленность на творчество, дабы избежать шаблонов, повторяемости из урока в урок, сделать свои уроки непредсказуемыми, а, следовательно, и увлекательными для учащихся. Не последнюю роль в этом процессе играет умелое и эффективное использование информации. Причем не только при подготовке к конкретному уроку, отбору содержания материала, но и в целом при работе с учебной, методической литературой, периодическими изданиями.
Нестандартное, творческое мышление заключается в способности смотреть на вещи разными способами, менять свое восприятие. А этому существенно может помочь наиболее оптимальное использование информации. И одна из задач учителя состоит в том, чтобы наиболее эффективно распорядиться, воспользоваться имеющейся информацией. А для этого желательно научиться изящно излагать материал, определенным образом структурировать информацию, что упрощает понимание полученных сведений и ускоряет доступ к ним при необходимости. Т.о. умение эффективно распоряжаться информацией так же важно, как и она сама.
Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. В этом направлении интересен опыт работы учителя физики г. Гомеля Анатолия Александровича Гина.
Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет, просмотренных за последнюю неделю, вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени вы потратили на то, чтобы пропустить сквозь себя это море информации?
Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт - записали на листок бумаги. В газете - вырезали. В книге - скопировали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги.
Все эти листики, листы, вырезки - карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или - для небольших объемов - наклеенными на стандартные картонки.
Какие "золотые крупинки" интересуют учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемонические формулы, высказывания великих людей, типичные ошибки и "ляпы" учеников.! Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по"интересующим направлениям. И одну папку для "всячины" - если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накапливается несколько таких занятностей одной направленности - то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное - выработать привычку не упускать ценную информацию.
Ну вот, теперь у нас много карточек. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы:
№ карточки |
Раздел |
Ключевые слова |
Адрес |
Примечания |
Актуально о образовании:
Основные принципы и способы повышения интереса к учебному материалу
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждый решений, отсутствия выбора. И особенно не люб ...
Описание УМК
В учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. С появлением компьютеров и компьютерных информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной. Создав УМК по теме «Основы логики» для студентов I курса, облегчается труд учи ...
Современные требования к программам дополнительного образования
Нормативные основания: 1. Дополнительные общеобразовательные программы детей должны быть разработаны в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ. 2 . Предназначение дополнительных общеобразовательных программ Дополнительные общеобразовательные програм ...