Понятие и составляющие исследовательской компетенции

Страница 1

В настоящее время исследование является не просто неотъемлемой частью деятельности научных работников, но и необходимым условием практически любой деятельности, своеобразным подходом к адаптации в любых жизненных условиях. Для успешного дальнейшего образования учащемуся необходимо овладеть умениями по эффективному добыванию нужной информации. При переходе на дальнейшую ступень образовательной системы учащийся должен быть подготовленным к исследовательской деятельности, поскольку это будет являться основной учебной деятельностью в вузе. На сегодня в отечественном образовании одним из масштабных нововведений стал «компетентностный подход». Данное понятие получило распространение в начале XXI века в связи с дискуссиями о проблеме модернизации российского образования. В широком смысле компетентностный подход предполагает комплексное овладение учеником различными знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Осмысление компетентностного подхода и исследовательской деятельности помогает понять сущность категории «исследовательская компетенция» учащихся.

Привлечение к исследовательской деятельности учащихся – одна из главных целей образовательно-воспитательного процесса в условиях перехода к компетентностно-ориентированному образованию. В процессе исследовательской деятельности у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы разного характера – от бытовых до социальных. Процесс формирования исследовательской компетенции – многофакторный процесс, на который влияет система объективных и субъективных факторов.

Для понимания термина «исследовательская компетенция» необходимо рассмотреть и разграничить такие взаимные определения, как «компетенция» и «компетентность». «Компетенция» происходит от латинского слова «competentis (способный)» и, как правило, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями, умениями и опытом. Человека называют «компетентным» в определенной области, если он обладает соответствующими знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В словаре С.И. Ожегова «компетентность» определяется как знание, осведомление, авторитет в какой-либо области.

В школьной практике «компетенция» – это личная способность учащегося решать определенный ряд поставленных задач, а «компетентность» – это совокупность компетенций, то есть наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

К.Ш. Ахияров в своем труде указывает, что «компетентность» как понятие является родовым к «компетенции» и включает ее в свой объем. В какой-то степени это утверждение имеет смысл, однако все же мы склоняемся к точке зрения, опирающейся на разграничение хоть и взаимных, однако разных дефиниций.

Э. Шорт определяет понятие «компетенция» как владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, способность эффективно реагировать на воздействие среды или изменять ее». Сложно не согласиться с данным определением, так как особенность компетенции состоит в том, что она отражает способность личности использовать знания, умения, навыки и способы деятельности и свидетельствуют о ее способности создавать и обрабатывать новую информацию в процессе непрерывного самообразования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Постановка дидактических целей и методика подготовки урока по модульному обучению. Оценка знаний учащихся
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать ...

Психолого-педагогические особенности младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Возрастные особенности формирования учебной деятельности
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьни ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru