Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Страница 5

Затем читается этот же отрывок, в котором включены имена прилагательные: «За Доном в лесу прижалась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Красные ягоды в редкой листве шиповника пылали, как огненные язычки. Горький запах сопревшей дубовой коры заполнял лес. Густой и хваткий ежевичник окутывал землю. На мертвой траве до полудня лежала роса. Только деловитое постукивание дятла нарушало тишину». (По М. Шолохову).

Учащиеся сравнивают оба отрывка и убеждаются, что прилагательные расширяют и уточняют представление о предметах описываемых в отрывках.

На уроках русского языка проводились конкурсы, целью которых являлось закрепление знаний о теме «Синонимы имени прилагательного».

КОНКУРС 1: «Прилагательные-синонимы»

Ведущий: Послушайте сказку.

«Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что же дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздохнуло Небо.

- А ко мне привязалось слово «ровная», - чуть не плакала Дорога.

- Ах, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадежно говорила Сказка.

- А я только звонкая, - сказала Песня.

- Что ты будешь тут делать? – вздохнули все вместе. Может быть, ребята нам помогут?»

На что обиделись Небо, Дорога, Сказка, Песня?

Дети. На то, что школьники подобрали только по одному прилагательному.

Ведущий. Запишите эти словосочетания.

Дети выписывают: Небо голубое, безоблачное. Дорога ровная. Сказка интересная. Песня звонкая.

Ведущий. Какие прилагательные еще к ним можно подобрать?

Дети. Небо светлое, красивое. Дорога извилистая, кривая. Сказка увлекательная, поучительная. Песня веселая, громкая.

КОНКУРС 2. «Слова близкие по смыслу»

На доске записаны три столбика прилагательных:

мудрый - …ласковый - …быстрый - …

веселый - …прилежный - грустный

…густой - …сильный - сырой - …

неловкий - …холодный - …большой - …

смирный - …неряшливый - липкий - …

страшный - …душистый - …злой - …

Играющим надо подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

КОНКУРС 3.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний:

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу.

Слова противоположные по смыслу (антонимы) записываются слева, а слова близкие по смыслу (синонимы) записываются справа от словосочетаний.

Ответы: теплый – свежий ветер – прохладный; тусклые – свежие краски – яркие; грязная – свежая рубашка – чистая; черствый – свежий хлеб – мягкий; старая – свежая газета – новая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, преподавателями, работающими с данной категорией детей, а так же с родителями. Проводя работу в этом направлени ...

Проблема формирования учебной деятельности
В современных условиях возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека, ибо, с одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой – важно предупредить отставание темпов индивидуальной социал ...

Анализ условий организации проблемного обучения в начальной школе
На уроках по двум основным учебным дисциплинам — язык и математика — дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru