В основе организации самостоятельной работы студентов І группы (Н) лежат воспроизводящие
работы по образцу(репродуктивная деятельность), необходимые для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность студентов при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У многих студентов пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии;
В основе организации самостоятельной работы студентов II группы (С) лежат работы реконструктивно-вариативного
типа(репродуктивно-продуктивная деятельность), которые позволяют на основе полученных ранее знаний и данной преподавателем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят студентов к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности студентов. Самостоятельные работы этого типа формируют основание для дальнейшей творческой деятельности студента;
В основе организации самостоятельной работы студентов IΙΙ группы (Д) лежат частично-поисковые работы(продуктивно-репродуктивная деятельность), которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, студент определяет сам пути выполнения задания и находит его. Знания, необходимые для выполнения задания, студент уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студента. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания студента более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования;
В основе организации самостоятельной работы студентов IV группы (В) лежат творческие работы
, выполнение которых требует преимущественно продуктивной (творческой) деятельности.
Творческие
самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности студентов. Эта деятельность позволяет студентам получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задания такого типа - одни из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Такая дифференциация дает возможность создать группы заданий, разных по сложности и личностной ориентации. Дозированное возрастание сложности заданий, которые обязательно учитывают субъектный опыт студента (его обученности, обучаемости, интереса, организованности), позволит целеустремленно изменить этот опыт, тем самым повысить уровень самостоятельности студентов.
Актуально о образовании:
Современная практика школ М.
Монтессори
Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестив ...
Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социаль ...
Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших
школьников
Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно во ...