КОНКУРС 4. «Образуй прилагательное»
На доске в два столбика написаны имена существительные: ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.
Нужно образовать от существительного однокоренное ему прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.
КОНКУРС 5. «Предмет-признак»
Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными:
скука - …длина - …туман - …
стена - …небеса - …опасность - …
радость - …старина - …капуста - …
весна - …вкус - … место - …
грусть - … ячмень - … честь - …
теснота - …картон - …ремень - …
книга …машина - …камень - …
конь - …хлеб - …карман - …
Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его напротив существительного, после чего передает карточку следующему игроку. Команда, закончившая игру, передает карточку ведущему, который проверяет запись и определяет победителя.
КОНКУРС 6. «В каком магазине?»
На доске в три столбика записаны названия предметов:
посуда - … цветы - … овощи - …
рыба - …обувь - …книги - …
мясо - …мебель - …молоко - …
хлеб - …продукты - …обувь - …
Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Описание контрольного эксперимента
После завершения основного (формирующего) эксперимента проведен контрольный срез сформированности навыков распознавания синонимов имен прилагательных. Детям было предложено усложненное по сравнению с констатирующим экспериментом задание – найти в предложениях близкие по смыслу слова и составить синонимические ряды из этих синонимов. Задание предложено ученикам на индивидуальных карточках. Дети должны были самостоятельно прочесть задание и выписать верные синонимы имен прилагательных, составить синонимические ряды. Образец карточки дан в Приложении № 2.
Количественный анализ контрольного эксперимента
Все задания были проверены, по результатам выполнения была оставлена таблица, которая дана в Приложении № 2. И полученные результаты отражены в диаграмме.
Анализ результатов показал, что умение дифференцировать слова и находить синонимы, объединять их в синонимические ряды у учащихся находится на достаточно высоком уровне. Количество верных ответов составляет 87%. Такой результат можно объяснить тем, что на предыдущих уроках велась активная работа над изучением синонимов. Из этого следует, что учащиеся понимают значение синонима, могут подбирать к словам, слова, близкие по смыслу и группировать их в синонимические ряды.
Заключительный этап эксперимента – сопоставительный анализ констатирующего и формирующего эксперимента
Обобщая результаты констатирующего и формирующего эксперимента, можно сделать вывод, что уровень сформированности основного умения дифференцировать близкие по значению слова и собирать их в синонимические ряды повысился с 76,7% до 87%. Невыполнения заданий снизилось с 23,3% до 13%, что позволяет сделать вывод о значительном росте словарного запаса детей. Разницу показателей по отношению к полученным результатам эксперимента наглядно демонстрируют анаграмма № 1 и анаграмма № 2.
Актуально о образовании:
Математический кружок как форма внеклассной работы по
математике
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. " Блез Паскаль Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиа ...
Особенности организации работы по формированию самоконтроля учебной
деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Общая успеваемость в классах достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморе ...
Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...