Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников

Страница 6

КОНКУРС 4. «Образуй прилагательное»

На доске в два столбика написаны имена существительные: ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

Нужно образовать от существительного однокоренное ему прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

КОНКУРС 5. «Предмет-признак»

Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными:

скука - …длина - …туман - …

стена - …небеса - …опасность - …

радость - …старина - …капуста - …

весна - …вкус - … место - …

грусть - … ячмень - … честь - …

теснота - …картон - …ремень - …

книга …машина - …камень - …

конь - …хлеб - …карман - …

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его напротив существительного, после чего передает карточку следующему игроку. Команда, закончившая игру, передает карточку ведущему, который проверяет запись и определяет победителя.

КОНКУРС 6. «В каком магазине?»

На доске в три столбика записаны названия предметов:

посуда - … цветы - … овощи - …

рыба - …обувь - …книги - …

мясо - …мебель - …молоко - …

хлеб - …продукты - …обувь - …

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Описание контрольного эксперимента

После завершения основного (формирующего) эксперимента проведен контрольный срез сформированности навыков распознавания синонимов имен прилагательных. Детям было предложено усложненное по сравнению с констатирующим экспериментом задание – найти в предложениях близкие по смыслу слова и составить синонимические ряды из этих синонимов. Задание предложено ученикам на индивидуальных карточках. Дети должны были самостоятельно прочесть задание и выписать верные синонимы имен прилагательных, составить синонимические ряды. Образец карточки дан в Приложении № 2.

Количественный анализ контрольного эксперимента

Все задания были проверены, по результатам выполнения была оставлена таблица, которая дана в Приложении № 2. И полученные результаты отражены в диаграмме.

Анализ результатов показал, что умение дифференцировать слова и находить синонимы, объединять их в синонимические ряды у учащихся находится на достаточно высоком уровне. Количество верных ответов составляет 87%. Такой результат можно объяснить тем, что на предыдущих уроках велась активная работа над изучением синонимов. Из этого следует, что учащиеся понимают значение синонима, могут подбирать к словам, слова, близкие по смыслу и группировать их в синонимические ряды.

Заключительный этап эксперимента – сопоставительный анализ констатирующего и формирующего эксперимента

Обобщая результаты констатирующего и формирующего эксперимента, можно сделать вывод, что уровень сформированности основного умения дифференцировать близкие по значению слова и собирать их в синонимические ряды повысился с 76,7% до 87%. Невыполнения заданий снизилось с 23,3% до 13%, что позволяет сделать вывод о значительном росте словарного запаса детей. Разницу показателей по отношению к полученным результатам эксперимента наглядно демонстрируют анаграмма № 1 и анаграмма № 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Общие сведения о понятии «инженер» в США
Однако чтобы стать инженером в США и тем более успешно работать им успешно, необходимо сначала пройти специальное образование. Чтобы начать карьеру, американскому инженеру необходимо получить степень бакалавра в области инженерных или естественнонаучных дисциплин. Этого вполне достаточно для того, ...

Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...

Основные понятия и термины фенологии
Объект наблюдения - это конкретные виды растений и животных, а также элементы неживой природы, претерпевающие в течение года циклические изменения, т.е. элементы климата (температура воздуха, атмосферные осадки), водоемы (реки, озера, пруды, прибрежные участки моря). Сезонное явление - это состояни ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru